Украинские спортсмены продолжают радовать отечественных болельщиков высокими достижениями. Чиновники всех рангов рассыпаются в благодарностях нашим атлетам и обещают всестороннюю поддержку. Ведь это особенно актуально накануне будущих Олимпийских Игр, которые состоятся в бразильском Рио-де-Жанейро уже через год, и в случае удачного выступления сборной добавят политических баллов руководству страны.
Однако эти же чиновники предпочитают умалчивать о том, что преимущественно финансирование спорта – это не их заслуга. И если в большом спорте можно полагаться на деньги спонсоров или премиальные за выступления на турнирах, то у родителей, которые хотят, чтобы их дети занимались спортом, надежда только на государство. А оно, судя по всему, не собирается брать на себя ответственность за судьбы будущих чемпионов. Так, уже с начала текущего года примерно треть детско-юношеских спортивных школ Украины рисковали остаться без финансирования. В Кабинете министров посчитали, что целесообразнее будет переложить этот груз на местную власть – и не предусмотрели в Государственном бюджете такой статьи затрат, как развитие детско-юношеского спорта.
По состоянию на начало 2014 года в Украине функционировало более полутора тысяч детско-юношеских спортивных школ, в которых занимались около полумиллиона воспитанников от 6 до 18 лет. Почти две сотни из них имеют статус школ олимпийского резерва. Две трети – на тот момент уже находились на балансе областных и городских администраций. А вот 534 школы по всей стране в один момент оказались под угрозой закрытия. «В 2014 году Фонд социального страхования профинансировал деятельность 534 детско-юношеских спортивных школ на общую сумму 180 млн грн. Теперь эти деньги ДЮСШ необходимо искать на местах», – сказал тогда министр молодежи и спорта Игорь Жданов. И даже пожурил глав областных администраций за то, что те недостаточно активно занимаются решением вопроса. «Разъясните депутатам (местных советов – Ред.), что от их решений о финансировании ДЮСШ зависит, будет ли у нас спортивная нация, или же мы будем тратить средства на лекарства», – взывал к губернаторам Жданов.
Однако те его не услышали: по состоянию на начало марта взять оставленные без содержания ДЮСШ согласились лишь четыре области – Закарпатская, Ивано-Франковская, Черниговская и Тернопольская. Остальным же регионам брать деньги на развитие детско-юношеского спорта оказалось просто неоткуда. Более того, в связи с тяжелой экономической ситуацией, многие местные бюджеты были вынуждены сократить эту статью расходов, не говоря уже о взятии на баланс новых спортивных учреждений. К примеру, в Киеве расходы, заложенные на финансирование ДЮСШ, в сравнении с прошлым годом сократились вдвое.
«Местные администрации не были к этому готовы, потому что бюджеты уже были сформированы. Даже с внесением изменений в бюджеты в течение года большинство областей и городов не смогли найти финансирование на детско-юношеские школы. А даже если и находили, то у них были немного шантажистские условия: мол, хорошо, мы возьмем вас на баланс, но только вы за это передадите нам недвижимость, которая у вас есть: спортивные комплексы, активы», – рассказывает народный депутат, замглавы комитета ВР по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Денис Силантьев.
«Мы фактически уничтожили финансирование ДЮСШ... Если мы не сделаем целевого финансирования и не получим субвенции из Государственного бюджета для финансирования детско-юношеского спорта, то его не будет. Тысячи детей окажутся на улице», – негодовал тогда глава профильного комитета Рады Артур Палатный. К концу зимы мнение депутата все-таки было услышано, и в правительстве нашли деньги, но не все, а лишь часть из требуемой и без того скромной суммы – 100 миллионов гривен. «Речь уже не шла о ремонте или обновлении материально-технической базы. Нужны были хотя бы (средства – Ред.) «для поддержания штанов» (зарплаты сотрудникам, оплата коммунальных услуг). Эта сумма должна была быть около 200 миллионов. Выделили только половину», – констатирует Силантьев.
Комментируя распоряжение о выделении субвенции, премьер Яценюк заметил, что, мол, это в последний раз, а уже со следующего года, с учетом прогнозируемого профицита Бюджета и реализованной политики децентрализации, рассчитывать на поддержку из центрального бюджета ДЮСШ не стоит. «Для этого мы и меняли бюджетное законодательство – чтобы деньги, которые получают территориальные общины, шли не на ремонт кабинетов районных или областных администраций, а чтобы профинансировать, в частности, детско-юношеские спортивные школы», – заметил Яценюк.
Эксперты к его словам относятся скептически. Во-первых потому, что модель финансирования детского спорта из местных бюджетов явно позаимствована у Запада. Но в Кабмине не учли, что, к примеру, в США профессиональную спортивную подготовку наравне со специализированными школами проводят также средние и высшие учебные заведения, в Украине же эту систему удастся реализовать нескоро.
Во-вторых, падение экономики и сильнейшая инфляция, наблюдающиеся в Украине уже более года, заставляют сомневаться в реальности прогнозов премьера: скорее всего, денег на спорт в местных бюджетах как не было, так и не будет. К примеру, в бюджете далеко не самой бедной Киевской области на финансирование всех детско-юношеских спортивных школ в 2015 году предусмотрено всего 600 тысяч гривен. Это при том, что, как отмечают специалисты, для нормальной работы одного такого учреждения в год необходимо от нескольких сотен до нескольких миллионов гривен.
«На этот год мы как-то закрыли этот вопрос. Но на самом деле у нас сейчас идет падение экономики, предприятия не в лучшем состоянии, рабочих мест чем дальше, тем меньше... Поэтому я глубоко сомневаюсь в том, что, как говорит Яценюк, местные бюджеты потянут (эту статью затрат – Ред.)», – говорит Денис Силантьев, и добавляет: профильный комитет и «Радикальная Партия» ищут альтернативные источники финансирования.
С необходимостью искать другие источники согласен и министр спорта Украины. В качестве одного из них он видит отчисления части прибыли от продажи лотерей. «Если законопроект №1354-1 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по усилению государственного контроля за лотерейной сферой и направлению отчислений от государственных лотерей на финансирование медицины, культуры и спорта» будет принят, Госбюджет будет ежегодно получать от лотерейного бизнеса 4 млрд грн, из которых по 40% будет распределяться на культуру и медицину, а 20% – на спорт», – заверил Жданов. По состоянию на 3 июня указанный законопроект прошел рассмотрение в комитетах, однако на голосование Рады вынесен так и не был.
Также, как дополнительный источник финансирования рассматриваются акцизы на алкоголь и табачные изделия, говорит Денис Силантьев. Но, к сожалению, добиться каких-либо результатов здесь будет очень сложно – в нашей стране слишком сильное алкогольно-табачное лобби, констатирует он.
А между тем, если существующая тенденция сохранится, это приведет к неизбежной потере даже тех остатков спортивной инфраструктуры, которые все еще служат юным спортсменам: ради собственного спасения спортшколы могут начать переводить свои базы, лагеря и бассейны на баланс местных бюджетов, что, как показывает практика, впоследствии означает почти стопроцентную их приватизацию. В результате детский спорт рискует окончательно превратится в прерогативу исключительно обеспеченных семей. И тогда уже через 5-10 лет наша страна может окончательно попрощаться со своими олимпийскими амбициями.
Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»