Антиправительственные протесты украинцев, по мнению некоторых российских политиков, спровоцировали средства массовой информации. Об этом заявил член партии «Единая Россия» Евгений Федотов. После событий на Майдане авторы законопроекта о распространении статуса «иностранного агента» решили ужесточить определение СМИ - «иностранного агента», чтобы не допустить подобных киевским событий в России.
Россия - США
Законы об ограничении протестов и свободы слова в Украине, принятые 16 января, небезосновательно считают калькой с соответствующего российского законодательства. Согласно российскому закону «О некоммерческих организациях», статус «иностранного агента» получили организации, занимающиеся «политической деятельностью» на территории России и получающие финансирование извне. Сами же авторы российского законодательства об «иностранных агентах» называют основой для своих нововведений американский закон FARA (Foreign Agents Registration Act). Именно связь с американской практикой, по мнению российских законодателей, делает российский закон соответствующим международным демократическим нормам.
Не акцентируя внимания на определенном лицемерии российских законодателей, оправдывающих свои неоднозначные нововведения американскими реалиями, противником которых постулирует себя Россия, обратимся к другим аргументам критики. Специалисты утверждают, что американский закон FARA на сегодня (с учетом всех поправок) направлен на лоббистские фирмы и пиар-агентства, нанятые иностранными государствами для влияния на государственные решения США, в то время как российский закон прямо направлен на неправительственные организации.
В США никто не назовет «иностранными агентами» такие признанные организации, как Amnesty International, Transparency International, «Репортеры без границ» и др., чего не скажешь о России и, с недавних пор, об Украине.
Украина
Согласно принятому законопроекту "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей", "иностранный агент - это общественное объединение, которое для обеспечения своей деятельности получает денежные средства или имущество от иностранных государств, их государственных органов, неправительственных организаций других государств, международных неправительственных организаций [...], а также принимает участие, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности на территории Украины".
Таким образом под действие закона попадут все организации и СМИ, финансируемые международными фондами и грантами (не обязательно правительственными) - полное повторение российской практики. К таким неправительственным организациям, в частности, относится и Transparency International Украина, деятельность которой направлена на борьбу с коррупцией в Украине. Вот как комментирует новое законодательство президент организации Алексей Хмара:
«По закону политической деятельностью иностранных агентов являются любые общественные инициативы, которые имеют целью воздействие на принятие решений государственными органами и изменение определенной ими государственной политики. Так вот, весь прошлый год Transparency International Украина задавбывала Правительство Азарова, чтобы оно изменило Государственную антикоррупционную программу. Мы даже желаемый текст программы написали. Вчера Кабмин проголосовал за обновление. И поблагодарил нас за помощь. А сегодня мы уже агенты. Не смешно».
Однако притеснения будут касаться не только неправительственных организаций, но и некоторых украинских СМИ. Сложность, а, возможно, и трагедия ситуации заключается в том, что наступление будет сделано на одни из самых влиятельных в Украине медиа, которые еще недавно формулировали общественное мнение .
С одной стороны, новое законодательство позволит контролировать все медиа, которые, так или иначе, позиционируют себя как противников власти. С другой стороны, учитывая то, что под статус «иностранного агента» попадут такие влиятельные медиа, как «Украинская правда», этот же статус может быть дискредитирован, ведь все, кто поддерживает антиправительственные настроения (а таких людей очень много) должны будут ассоциировать свое мнение с работой иностранного пропаганды. В частности, показательно, что резкое изменение редакционной политики от оппозиционной к умеренной сделало из некоторых медиа «информационных призраков», которые резко потеряли поддержку потребителя («Форбс», «Корреспондент», ТВi).
Позволим себе предположить, что в России антиправительственные настроения, а, следовательно, и оппозиционные СМИ остаются в меньшинстве, поэтому нововведенное законодательство «задело» только представителей этих самых СМИ и их относительно немногочисленных читателей/зрителей. В Украине же подобные взгляды в обществе преобладают над провластными (по крайней мере, в некоторых регионах), поэтому широкой общественности будет трудно «вписать» свое мировоззрение в новую политическую реальность, последующую за прекращением протестов.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»