Медицинская реформа: Камо грядеши?

Читати українською

В пятницу, 10 января, корреспондент «Слово и Дело» побывал на брифинге в МОЗ Украины на тему: "Медицинская реформа в Украине: что достигнуто и что дальше?". Докладчики мероприятия - начальник управления реформ медицинской помощи Минздрава Константин Надутый, начальник управления материнства, детства и санаторного обеспечения Минздрава Алена Терещенко, начальник отдела первичной медико-санитарной помощи Департамента здравоохранения КГГА Елена Коваленко - рассказали об основных достижениях и вызовах медицинской реформы, а также ответили на вопросы присутствующих.

Как известно, медицинская реформа внедряется в Украине последние три года. По замыслу чиновников, всю систему здравоохранения должны разделить на три уровня оказания медицинской помощи. Первичная помощь, которая должна стать основой для дальнейшего реформирования отрасли, в идеале должна обслуживать около 80% всех обращений пациентов. Основа первичной помощи - это семейные врачи, универсальные медики, которые должны вылечить подавляющее большинство пациентов, обращающихся к ним.

До второго и третьего уровня медицинской помощи - перепрофилирования больниц на специализированные и высокоспециализированные - реформа еще не дошла. В перспективе предполагается, что после внедрения вышеупомянутых изменений, отрасль сможет постепенно переходить на систему медицинского страхования, а все больницы переквалифицируются на специализированные.

Пилотные регионы

Проблемы, с которыми столкнулись пилотные регионы страны, где внедряется реформа - Днепропетровская, Донецкая, Винницкая области и Киев - многочисленные и систематические. Среди наиболее значимых проблем можно упомянуть следующие: семейный врач не может поставить диагноз; пациенты не понимают, куда им обращаться после прохождения семейного врача; не понятно, куда обращаться пациенту после закрытия амбулаторий семейной медицины; пациент не может вызвать скорую помощь, ведь в пилотных регионах такое право было существенно сокращено, однако четкие критерии случаев, требующих направления к пациенту бригады медиков, еще не разработаны.

В целом докладчики объяснили, что все проблемы в пилотных регионах связаны со сложностью первых этапов внедрения реформы, отсутствием у населения культуры профилактики заболеваний и т.д. Для адекватного восприятия реформы нужно время.

Чиновники Минздрава с оптимизмом смотрят в будущее и надеются, что правительство выделит им не меньшее финансирование, чем в прошлые годы. Они отмечают, что есть позитивные сигналы правильного направления реформы: неотложная и экстренная помощь полностью укомплектованы медикаментами, и тут нареканий почти нет, в Винницкой области приостановился отток кадров, в целом в пилотных регионах уменьшилось количество обращений граждан относительно неквалифицированных действий семейных врачей, в Киеве наблюдается приток кадров из других регионов. После года реформирования системы экстренной помощи 86% респондентов в ходе опроса положительно отозвались о ее результатах. Кроме того, в тех местностях, где появились пункты первичной помощи, наблюдается спонтанный приток пациентов за профилактическими услугами (увеличился на 17%).

Самым приятным для реформаторов стал сигнал, что граждане больше доверяют семейному врачу, чем педиатру.

Планы на 2014 год

В целом ведомство в следующем году, по словам Константина Надутого, продолжит реформирование первичного звена, а также системы экстренной помощи, ведь на сегодня ни один регион не имеет завершенной системы сети учреждений первичной помощи.

Кроме того, будут завершены нормативы работы персонала первичного звена. «В 2013 году мы утвердили квалификационные характеристики врача общей практики семейной медицины. Надо пересмотреть квалификационные характеристики для медсестры, она должна брать на себя больше полномочий, потому что врач со всем не справится. Мы это должны предусмотреть в новых учебных программах и воплотить в учебный процесс», - пояснил чиновник.

Что касается экстренной помощи, то здесь существует проблема устаревшего автопарка. «На сегодня первая задача - это насытить транспортом экстренную медицинскую помощь, и в следующем году мы ожидаем серьезного финансирования этого направления, чтобы через несколько лет полностью решить эту проблему», - сказал К. Надутый. В 2012 году состоялись торги, и были закуплены 1432 автомобиля скорой помощи. «В этом году заложили такое же финансирование, ожидается такое же количество», - добавил чиновник.

Относительно программ доступности лекарств К. Надутый заверил, что они будут расширяться: «Будем расширять программы реимбурсации. Сегодня это только артериальная гипертензия, на очереди - сахарный диабет, дальше, наверное, будет бронхиальная астма».

Чиновник также объяснил, что не каждая больница может оказать квалифицированную помощь в экстренных случаях, поэтому данные функции будут частично выполнять больницы в больших городах. «Такие центры уже сформированы 7 больниц уже определены в Киеве, где будет предоставляться экстренная помощь в тяжелых случаях, 10 первоочередных в Донецке и 12 Днепропетровской области».

Приоритетом реформирования вторичной помощи будут больницы интенсивного лечения.


В целом хочется согласиться с чиновниками, что суть реформы является положительной и насущной, ведь в нынешнем состоянии медицина деградирует. Действительно, для перехода к полноценной системе медицинского страхования, отрасли нужна соответствующая структурная база. У населения, действительно, нужно выработать культуру профилактики от заболеваний и отхода от самолечения. Действительно, семейная медицина является более прогрессивной и эффективной.

Однако методы реформирования, которые продемонстрировали чиновники МОЗ, вызывают большое количество риторических вопросов:

- Почему Минздрав изначально не подготовил соответствующих специалистов (речь идет об универсальных семейных врачах), а уже потом не перешел к непосредственным экспериментам над пациентами?

- Почему население за три года внедрения реформы еще знает, к чему она ведет и, что самое главное, почему этого не понимают сами врачи?

- Как можно подготовить семейного врача, который должен лечить все - ОРВИ, гипертонию, воспаление уха, язву, вести женщину до родов - всего за полгода?

- Чем, в конце концов, семейный врач, который прошел полугодовые курсы, отличается от обычного участкового терапевта? (Сейчас обычные терапевты, которые прошли короткие курсы семейного врача, получили лишь большую нагрузку по количеству пациентов).

- Не потеряет ли медицина узкоспециализированных специалистов за время, пока правительство будет реформировать первичку и воспитывать поколение семейных врачей, ведь отток кадров в пилотных регионах вызывает беспокойство?

- Не будут ли семейные врачи злоупотреблять своим положением, максимально уменьшая количество направлений к специализированному врачу, ведь, согласно нововведенной оплате, в таком случае они будут получать более высокую зарплату?

В следующем году Минздрав продолжит реформирование первички. Подчеркнем, что министр здравоохранения Раиса Богатырева обещала, что до конца 2013 года реформированием первичного звена медицинской помощи будут охвачены все регионы Украины, и на непилотные регионы будут распространены большинство наработок из пилотных. Она также обещала, что в ходе проведения реформы отрасли ни одна больница не закроется. На сегодня такой уверенности нет, ведь, по словам докладчиков на брифинге, больницы с низкими показателями количества проведенных операций и родов, не могут обеспечить качественную медицинскую помощь. Поэтому их пациентов будут постепенно в перенаправлять в более крупные центры. Кроме того, со слов докладчиков стало понятно, что раньше 2015 года начала введения страховой медицины ожидать не следует.

Главным объяснением чиновников относительно проблем с внедрением реформы в пилотных регионах стали заверения, что они связаны с начальным этапом внедрения, переходным периодом, малой осведомленностью населения и т.п. Исходя из этого, следует отметить, что перед началом подобных глубинных реформ, которые непосредственно влияют на жизнь и здоровье людей, правительство должно было провести широкомасштабную информационную кампанию, чтобы сформировать у населения понимание происходящих изменений, а также лояльность к этим самым изменениям. Еще более глубокой должна была быть информационная (пояснительная) кампания среди врачей, ведь на сегодня медики неохотно соглашаются переквалифицироваться на семейного врача.

После двух лет внедрения пилотного проекта реформа все еще остается на первичном уровне. По словам самих докладчиков, четких планов по реформированию следующих уровней медицинской помощи у них нет. Это неудивительно, ведь первичка, на которую делается ставка реформаторов, до сих пор вызывает больше нареканий, чем одобрений.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: