В современном высокотехнологичном веке главным стратегическим ресурсом развитых стран становятся технологии. Страна является настолько влиятельной, насколько «продвинутыми» технологиями она обладает. Технологии становятся предметом продажи, обмена, хищения, они вызывают конфликты, споры и т.д. Неудивительно, что в подобных реалиях супердержавы делают ставки на науку и расширяют бюджеты научных проектов.
К сожалению, Украина остается в стороне от подобных процессов - наука традиционно остается на задворках бюджетного финансирования, которое нацелено на логику выживания. Однако в последние годы отрасль рискует обеднеть насколько, что может быть разрушен основной базис - старая мощная школа выдающейся когда-то украинской науки.
Как известно, госбюджет 2014 года вовремя принять не удалось. Однако тот проект, который Кабмин успел подать в парламент в конце года, вызвал волну недовольства: ряд стратегических отраслей получили рекордно сокращеное финансирование, в то время, как расширилось финансирование содержания некоторых чиновничьих структур и правоохранительных органов. Сказали свое слово и ученые.
С критикой бюджета выступил председатель профсоюза НАНУ Анатолий Широков, сообщив, что бюджет учреждения остался на прошлогоднем уровне. Это означает, что 90% выделенных денег будут потрачены на зарплаты, коммунальные платежи и т.п. На научные исследования у Академии фактически не остается средств. Более того, ведущее научное учреждение, учитывая реалии жизни, вынуждено сокращать количество работников, устанавливать неполную рабочую неделю, а также просить сотрудников идти в неоплачиваемые отпуска.
В целом среди ученых преобладают пессимистические настроения: материально-техническая база исследований истощена, будущее представляется сумбурным. За все годы независимости ни одна власть не сделала стратегическую ставку на науку, как на основу для возрождения экономики и государства в целом. Вот что по этому поводу сказал в интервью «Зеркало недели» доктор экономических наук, директор Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им . Г. Доброва НАНУ Борис Малицкий:
«Прежде всего хочу подчеркнуть общепризнанный в мире факт - наша страна обладает значительным интеллектуальным потенциалом, в частности научным. Его капитализация и социализация могут стать огромным ресурсом развития, для накопления которого другим странам потребовались бы десятки лет. [ ...] Остальные ресурсы (увеличение количества рабочих мест, природные ископаемые и т.д.) или исчерпали себя, или недостаточно эффективны для обеспечения экономического роста, конкурентоспособности и, соответственно, достижения европейских стандартов жизни.»
Единственным, кто положительно расценивает научные результаты 2013 года является председатель Госинформнауки Владимир Семиноженко. Главными положительными прошлогодними сдвигами в области он считает:
- открытие кириллического домена .УКР;
- обретение Украиной ассоциированного членства в Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН);
- увеличение государственного заказа на подготовку специалистов ИТ-отрасли.
Вышеуказанные достижения, как видим, не содержат научных изобретений - это, скорее, постепенное развитие информационной отрасли, а членство в ЦЕРН - следствие успешного участия украинских ученых в знаковом для всего мира проекте Большого адронного коллайдера. В целом в работе ведомства Владимира Семиноженко заметно только много запланированных проектов и ни одного реализованного. В частности, введение долгожданного электронного документооборота в исполнительных органах власти постоянно откладывалось.
Культура, оборона, спорт, наука и образование - это первые отрасли, которые в Украине традиционно попадают под урезание ограниченных бюджетных ассигнований. Результат не заставляет себя ждать: культура регрессирует от высокой и профессиональной к попсовой и любительской; армия занимается уборкой снежных заносов; спорт существует не благодаря, а вопреки; от науки и образования остались только приятные воспоминания былой славы. Если вышеупомянутые сферы пока «тлеют», то не за горами их окончательная деградация, ведь традиционно они зависят от государственных дотаций.
Политизация таких общественных групп, как научная элита, ярко свидетельствует о системной общественном кризисе, который охватил Украину, ведь наука традиционно постулирует себя как независимую и отделенную от политики сферу. Сокращение расходов на науку и отсутствие государственных заказов на научные разработки свидетельствует о том, что наука не входит в орбиту стратегического плана развития государства, если такой, конечно же, существует. Наука в этой системе не уважается, и, как результат, не финансируется. Поэтому в наш постмодерный высокотехнологичный век украинские ученые рискуют остаться без работы, а наука - без будущего.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»