Оппозиция окончательно отказывается от идеи единого кандидата

Читати українською

Идея выдвижения единого кандидата от оппозиции на президентских выборах 2015 года возникла ввиду  успеха подобной стратегии во время прошлогодних парламентских выборов в мажоритарных округах. Однако не надо быть гением, чтобы понимать - между парламентскими и президентскими выборами существует большая разница. Если на парламентских выборах выбирали 225 народных депутатов-мажоритарщиков, то на президентских - победитель будет только один.

Идея выдвижения единого кандидата довольно быстро поставила оппозицию в патовую ситуацию: его невозможно выбрать, учитывая амбициозность трех оппозиционных лидеров и желание других участников оппозиции «засветиться» во время предвыборной кампании. Более того, три главных лидера оппозиции - Арсений Яценюк, Олег Тягнибок и Виталий Кличко - придерживаются разных идеологий и пользуются поддержкой различных групп избирателей, а поэтому при условии выдвижения единого кандидата существует большая вероятность потери голосов сторонников двух других оппозиционеров.

Совсем недавно оппозиционный лидер с наивысшей поддержкой избирателей - Виталий Кличко - был буквально «загнан в угол» требованием определиться, последует ли он своим политическим амбициям и будет участвовать в президентских выборах, или же останется верным оппозиционной стратегии и поддержит любого выбранного единого кандидата? Не добавили привлекательности имиджу оппозиции и мэрские амбиции Николая Катеринчука.

Таким образом, выбранная сгоряча стратегия довольно быстро начала играть против самих оппозиционеров: отказ от идеи единого кандидата уже давно воспринимался общественностью, как предательство оппозиции, а провластные политики активно спекулировали на шатком положении оппозиционных лидеров.

О необходимости отказа от идеи единого кандидата и аморальности данной идеи заявила Юлия Тимошенко в своей известной статье «День Европы»: « ... никто никому не давал права в кулуарах вместо всенародного голосования избирать Президента страны на основе каких-то непонятных непрозрачных теневых договоренностей». Подчеркнем, что надежд на участие самой Юлии Тимошенко в президентской гонке почти не осталось, как не осталось оснований полагать, что она не контролирует свою партию.

Учитывая сложившуюся ситуацию, вчерашнее заявление Арсения Яценюка на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе о выдвижении трех оппозиционных кандидатов на выборах 2015 года, прозвучало весьма вовремя - внимание как украинской, так и международной общественности в данный момент приковано к перипетиям подписания Соглашения об ассоциации. Поэтому оппозиция, наконец, избавилась «бремени» в виде обещания по выдвижению единого кандидата. Выбравшись из «политтехнологической блокады», Виталий Кличко уже пообещал "нокаутировать" Януковича на ближайших президентских выборах.

Вместе с тем, напомним, что заявления о выдвижении единого кандидата от оппозиции на выборах Президента делали Александр Турчинов и Андрей Пышный. Данные обещания уже можно «похоронить». Вместе с тем, действующими остаются заявления «УДАРа» и «Батькивщины» о том, что оппозиция выдвинет единого кандидата на президентских выборах 2015 года, если они будут проходить в один тур, и поддержит единого кандидата, который выйдет во второй тур выборов при условии сохранения нынешнего избирательного законодательства.

Наверное, единственным оппозиционером, который до последнего заявлял о необходимости выдвижения единого кандидата от оппозиции на президентских выборах, был Юрий Луценко. Впрочем, и этому факту есть логическое объяснение: сам Игорь Витальевич неоднократно сообщал, что он не собирается баллотироваться в Президенты в 2015 году.

Поэтому в апреле текущего года бывший глава МВД заявил, что приложит максимум усилий, чтобы оппозиция до конца года определилась с единым кандидатом. При необходимости он обещал закрыть "всех кандидатов в комнату, пока из нее не пойдет белый дым, и мы не узнаем единого кандидата». Однако до конца года остался всего один месяц, а «белого дыма» так и не видно...

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: