При форс-мажорных обстоятельствах любые кредитные операции приостанавливаются, поэтому в короткий срок ситуация с ипотечными кредитами в зоне проведения АТО не разрешится.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал экономист Андрей Новак.
«До тех пор пока будет продолжаться АТО – никаких банковских, финансовых отношений не может быть, так как во время форс-мажорных ситуаций любые кредитные операции приостанавливаются.
В будущем скорее всего банки должны списать или реструктуризировать валютную задолженность. Другой вариант решения ситуации: риски могут быть разделены между Национальным банком и правительством.
Но для этого нужно завершение боевых действий и проведение и решение аудита, оценки потерь, которые стороны понесли в результате событий», – рассказывает Новак.
По его словам, в целом никаких преференций для владельцев недвижимости в зоне АТО Налоговым кодексом не предусмотрено.
В то же время банковский эксперт, начальник департамента финансовых исследований компании GfK Ukraine Дмитрий Яблоновский считает, что при заключении договора должен быть предусмотрен пункт о форс-мажорных ситуациях.
«Далее нужно будет изучать каждый случай отдельно. В каком есть форс-мажор, а в каком нет. Соответственно, определить какие последствия для банка и заемщика. Вторым пунктом является страхование. Вопрос условно говоря в том – признает ли страховая этот случай форс-мажором. То есть, в первую очередь нужно решить это с юридической точки зрения. Не исключаю, что в связи с этим появятся судебные иски, поскольку договоры у всех разные», – объясняет Яблоновский.
По его словам, однозначно, задолженность плательщиков, здания которых разрушены или подверглись частичному разрушению, должна быть списана.
«Относительно расположенного в зоне АТО недвижимого имущества, в ипотеке, останавливается действие ряда статей закона «Об ипотеке»: статьи 37 (в части реализации права ипотекодержателя на приобретение права собственности на предмет ипотеки), статьи 38 и статьи 40 (в части выселения граждан). Действие закона распространяется на весь период проведения АТО и еще на 6 месяцев после ее завершения», – рассказывает Яблоновский.
Подытоживая, он отметил, что ни в коем случае не следует считать, что если банк не ликвидный или по-другим причинам остановил деятельность, значит за кредит уже не нужно выплачивать.
«Вообще есть ликвидатор банка, который продает капитал банка и решает, что делать с валютными кредиторами. Как правило, они передаются на баланс другого банка с дисконтом», – резюмирует Яблоновский.
Читайте также: За реструктуризацию валютных кредитов заплатят налогоплательщики – эксперт
Ассоциация «Украинский кредитно-банковский союз» предлагает создать компанию по управлению активами, которая на равных прозрачных условиях выкупит проблемную задолженность коммерческих банков в Крыму, Луганской и Донецкой областях.
Ранее Национальный банк обязал банки Украины приостановить осуществление всех видов финансовых операций в населенных пунктах, которые не контролируются украинскими властями.
С 24 июля регулятор ввел чрезвычайный режим работы банковской системы в Донецкой, Луганской областях и Автономной Республике Крым, поскольку сложившаяся ситуация не позволяет работать и обеспечивать финансирование потребностей государства и жизнедеятельности населения в обычном режиме.
Материалы по теме:
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»