Быть ли в Бюджете-2015 децентрализации?

Читати українською

В канун новогодних праздников Украина таки получила Государственный бюджет на 2015 год. Свои голоса за главный финансовый документ государства отдали 233 народных депутата из минимально необходимых 226. Дискуссии относительно принятого бюджета продолжаются чиновники и народные депутаты обещают дополнить и изменить некоторые из неоднозначных нововведений новой сметы. Прежде всего это касается экспериментов правительства Арсения Яценюка в части налогообложения. Особенно трудно в следующем году придется местным бюджетам.

Бюджет-2015 для местных бюджетов

Вопрос бюджетной децентрализации является важнейшим аспектом в реализации реформы местного самоуправления. Именно этих изменений ожидает вся страна: во время выборов политики один за другим щедро разбрасывались обещаниями об усилении роли местных общин и в контексте властных полномочий, и по поводу распределения финансов. Однако уже после избирательной гонки эта тема сама собой растворялась в дальнейшем популизме политиков. Так, новоизбранный в мае 2014 года Президент Петр Порошенко пообещал, что значительная часть налогов, собранных на территории органа самоуправления, останется на местах.

Однако, ознакомившись поближе с налоговыми новациями, которые уже приняты ВР в виде закона о Государственном бюджете, можно констатировать, что ни Президент, ни правительство во главе с господином Яценюком не только не собираются предоставлять больше финансовой самостоятельности местным бюджетам, но и ставят региональные общины на грань нищеты.

По версии правительства, финансовые права местных бюджетов в 2015 году будут максимально расширены. Об этом говорится в законе «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно реформы межбюджетных отношений)», который парламент принял накануне голосования за Государственный бюджет. «По предварительным расчетам, рост ресурса местных бюджетов в 2015 году составит более 30 млрд гривен. Поскольку система обеспечивает автономность принятия местных бюджетов и децентрализацию, то в будущем такие изменения дадут синергетический эффект, и доходы местных бюджетов вырастут в два-три раза. Таким образом, в распоряжении органов местного самоуправления будет ресурс для решения вопросов развития общин», – говорится в пояснительной записке правительственного законопроекта, за который проголосовал 231 нардеп.

Главная интрига документа заключается в том, что правительство одновременно увеличило количество источников финансовых поступлений в местные бюджеты, при этом значительно сократив объемы наполнения региональных сокровищниц налогом, который обеспечивал наибольшие прибыли, – с доходов физических лиц (НДФЛ). Потери от уменьшения поступлений от НДФЛ могут составлять до 26 млрд грн, а именно этот налог в 2013 году обеспечивал 70,7% всех поступлений в местные бюджеты. «Сейчас города получают 75% налогов с доходов физических лиц, а остальные 25% получает область. Села и районы получают 75% вместе. Только Киев получает меньше – 50%. Правительство Яценюка предлагает уменьшить отчисления в общины до 60%, областям – до 15%, Киеву – до 40%, а все остальное хочет забрать в Государственный бюджет», – объясняет политический эксперт Александр Солонтай.

Что интересно, правительство Яценюка не только сузило финансовую самостоятельность регионов, но и еще больше «прикрутило гайки» столице – ведь именно в Киеве сконцентрировано наибольшее количество плательщиков НДФЛ. «Планируется, что 42,3 млрд грн (в 2015 году. – ред.) поступит в госбюджет от налогообложения физических лиц. Ранее этот главный бюджетообразующий налог для местных бюджетов полностью оставался на местах. Только Киев страдал от того, что половина поступлений от налога с доходов физических лиц уходила в госбюджет. Но сейчас, почувствовав вкус от подобного отбора средств у местных общин, правительство хочет подобную практику распространить на всю страну. У Киева, правда, вообще хотят забирать 75% поступлений от этого налога», – объясняет в своем блоге экономист Борис Кушнирук.

За счет чего будут наполняться местные бюджеты?

В то же время, правительственный закон о бюджетной децентрализации вводит альтернативные пути поступления в местные бюджеты. Среди них:

  • увеличение отчислений в госбюджет рентной платы за пользование недрами (кроме нефти и природного газа) с 50% до 75%;

  • передача в местные бюджеты акцизного налога от реализации через розничные сети пива, алкогольных напитков, табачных изделий, нефтепродуктов, биодизеля и сжиженного газа, поступления от лицензий на право экспорта, импорта и оптовой торговли алкогольной и табачной продукцией и ряд других сборов;

  • увеличение процента зачисления экологического налога с 35 до 80%, при этом 55% будут направляться в областные бюджеты, а 25% – в районные бюджеты и бюджеты городов областного значения;

  • расширение с 2015 года базы налога на недвижимость путем включения в налогообложение коммерческого (нежилого) имущества.

Смогут ли эти новации помочь местным бюджетам значительно повысить свою финансовую независимость? Вряд ли. Ведь в одних областях, где уже работают вредные для экологии предприятия – налог с них получат, а остальные области – как не имели таких поступлений, так и останутся без них. То же самое с недрами: налог будут платить только там, где идет активное использование природных богатств. К тому же есть много сомнительных методов «обойти» данное налогообложение, как это уже который год продолжается в Ровенской и Житомирской областях на незаконных «копанках» по добыче янтаря. В частности, ни центральная, ни местная власть якобы не могут ничего сделать с незаконной добычей ценных ископаемых, однако, по свидетельству местных жителей, «договоренности» касательно такого рода деятельности существуют на самом высоком уровне.

Еще больше сомнений вызывает возможность значительных поступлений для местных нужд от введения налога на недвижимость – особенно это касается сельской местности. Во-первых, в Украине отсутствует традиция налогообложения недвижимости на селе. Во-вторых, в условиях экономического кризиса и стремительного обнищания крестьян такие инициативы заранее обречены на провал.

Однозначно, что такими «новшествами» правительство не просто значительно тормозит сам процесс децентрализации и экономической инициативы регионов, но и убивает в зародыше саму идею проведения эффективной административно-территориальной реформы. Ведь, не начав с внедрения отраслевых реформ, которые бы дали возможность для экономического развития регионов, государство (а значит, все его граждане. – авт.) теряет возможность для успешного хозяйствования в каждом конкретно взятом регионе. Загоняя любую предпринимательскую инициативу в «тень», мы постепенно, своими руками, создаем параллельное государство в государстве, где действуют свои неписаные законы, и которое является, по сути, значительным препятствием для стабильного и цивилизованного развития украинского общества.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...
Загрузка...