Второй фронт Арсения Яценюка

Читати українською

Арсений Яценюк после революционных событий на Майдане в 2013-2014 гг. во второй раз решил самостоятельно сыграть в свою политическую игру. Еще в начале лета он отказался идти дальше с лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко и не захотел соглашаться на предложение усилить президентскую команду Петра Порошенко.

Предыдущий опыт у господина Яценюка был не совсем удачным: политическая сила «Фронт перемен» в конце концов якобы объявила о самороспуске путем слияния с «Батькивщиной», а провальный результат на президентских выборах 2010 года на некоторое время лишили Арсения Петровича политического тонуса и заставили искать лучшего будущего в объединении с другими политическими партнерами.

Наконец, катализаторами самостоятельного похода во власть Арсения Яценюка во главе собственного политического проекта стали 2 фактора:

- окончательный разрыв с руководством партии «Батькивщина» после возвращения Юлии Тимошенко из тюрьмы. Следует также отметить, что от «Батькивщины» вместе с Яценюком отошла и еще одна влиятельная политическая фигура - Александр Турчинов. Безусловно, опыт господина Турчинова в развитии нового партийного проекта стал одним из решающих факторов самостоятельных амбиций Арсения Петровича.

- должность премьер-министра. Очевидно, что столь высокий пост Яценюк получил именно из ряда достаточно серьезных причин, возникших сразу после победы Революции Достоинства. Следует отдать должное - ему удалось если не улучшить ситуацию в стране, то хотя бы удержать ее от катастрофических последствий.

Считать очевидным тот факт, что новая политическая сила «Народный фронт» во главе с Арсением Яценюком вполне прогнозируемо заняла 1-е место на внеочередных выборах парламента, нельзя. Скорее всего, победа НФ стала сенсацией и неожиданностью как для ее конкурентов и партнеров, так и для самих «фронтовиков». Еще летом политической силе Яценюка прогнозировали поддержку на уровне 6-7%, то есть немного выше 5% проходного барьера. Однако уже в октябре - накануне выборов - социологи фиксировали поддержку «Народного фронта» на уровне 10-12%. А уже сейчас, при подсчете голосов, результаты которого размещены на сайте ЦИК, НФ занимает 1-е место с поддержкой в 22,16% голосов избирателей, опережая своего ближайшего конкурента - пропрезидентский Блок Петра Порошенко на 0,33%, или на 51,617 голосов. Впечатляет, если учитывать, что оба партийных проекта стартовали летом этого года и были созданы фактически с нуля.

Каковы же основные тактические преимущества и шаги, с помощью которых НФ смог опередить пропрезидентскую политическую силу?

Попробуем определить 10 основных пунктов:

1. Приток части партийных номенклатурных кадров из среды партии «Батькивщина». Точнее, выход из партийных рядов многолетнего руководителя штаба и опытного партийного строителя Александра Турчинова. Вместе с ним и Арсением Яценюком «Батькивщину» покинули около 80% именно медийных лиц этой политсилы. Некоторые из них в «Батькивщине» были недолго - с середины 2013 года, когда «Фронт перемен» официально влился в ряды «белосердечных». Впрочем, сейчас с Турчиновым-Яценюком к развитию НФ присоединились такие давние партийцы от «Батькивщины» как Арсен Аваков и Сергей Пашинский.

2. Удачное позиционирование. Очевидно, что политтехнологам «Народного фронта» можно ставить твердую пятерку. Главным лейтмотивом их предвыборного позиционирования в условиях короткой избирательной кампании стал месседж - «президента вы уже выбрали, парламентские выборы - это время избрать премьер-министра». Такой подход не просто аккумулировал большой процент сторонников самого Премьер-министра Арсения Яценюка, но и в итоге вывел партию «Народный фронт» на 1-е место по результатам голосования.

3. Партийный список. Пожалуй, один из самых сбалансированных списков политических партий на этих парламентских выборах. Условно его можно разделить на 4 группы:

- силовой блок, герои АТО, представители Майдана (Т. Чорновил, А. Тетерук, В. Сюмар, Ю. Береза, Д. Тымчук, А. Геращенко);

- команда Александра Турчинова (С. Пашинский, А. Аваков, А. Иванчук);

- команда Арсения Яценюка (П. Петренко, А. Парубий);

- кругие бывшие «батькивщинци», которые присоединились к НФ (А. Кужель, В. Кириленко, Л. Гриневич)

Сильная сторона этого списка - отсутствие серьезного негативного шлейфа у каждого из членов команды НФ.

4. Программа партии на выборах. НФ стартовало с программой под названием «Восстановление Украина», где задекларировали основную идею - «европейская Украина». Главными целями программы определены «безопасность и развитие», а основным инструментом достижения положительных изменений определено проведение системных реформ, «предусмотренных Соглашением об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом». Очевидно, что такой достаточно либеральный подход к развитию государства и его экономики сейчас пользуется наибольшей поддержкой среди населения.

5. Реклама. Ее у «Народного фронта» было очень много. Для поднятия узнаваемости в партии использовали все возможности наружной рекламы - билборды, сити-лайты, раздаточные материалы, а также все каналы информационного распространения - телевидение, радио и Интернет. Так, НФ использовал около 3500 бигбордов по всей стране для своей избирательной кампании, уступив по этому показателю только партии «Батькивщина». Кроме того, по данным агентства UM, НФ стал абсолютным чемпионом по количеству приобретенной политической рекламы на украинских телеканалах (так называемые «рейтинги») и интенсивности ее показов: по состоянию на 19 октября НФ приобрел более 7 тыс. рейтингов и обогнал как «Батькивщину», так и БПП, Оппозиционный блок, «Сильную Украину» и др.

6. Возможность использования админресурса. Должность Премьер-министра предоставляет возможности использовать такие рычаги, как оплата труда бюджетникам и ручное управление финансами через Государственное казначейство. Не верится, что этим фактором команда НФ вовсе не воспользовалась.

7. Удачный темпоритм кампании. НФ и ее лидер Арсений Яценюк планомерно и уверенно добивались благосклонности своего электората. Команда НФ сдержанно выступала на большинстве политических ток-шоу, сам премьер никогда не отказывал в комментариях и интервью для СМИ. В медийном поле всегда присутствовали как минимум 7 ключевых спикеров от этой политической силы. А усиление рекламной кампании НФ произошло только в конце выборов - в последнюю неделю. Это позволило не слишком «утомить» своих избирателей постоянными напоминаниями о себе.

8. Личный положительный имидж Арсения Яценюка. В какой-то мере, это наиболее нелогичная составляющая успеха «Народного фронта» на этих парламентских выборах. Дело в том, что с точки зрения имиджа, Арсений Яценюк, говоря словами простых избирателей - «оказался на своем месте». А этот фактор является значительно превосходящим в сознании граждан, чем неудачи с проведением реформ, негативными тенденциями в экономике, финансовом секторе. Кроме того, до сих пор Арсению Петровичу удавалось удачно дистанциироваться от роли основного реформатора, ведь этот имидж до недавнего времени монопольно использовал Президент Петр Порошенко.

9. Отсутствие негативного реноме. НФ впервые будет представлена в Верховной Раде. Хотя, следует помнить, что только незначительная часть народных депутатов из списка НФ впервые получат депутатский мандат. Однако и этого фактора уже достаточно: у большинства избирателей присутствует столь высокий запрос на новые политические силы в парламенте, что они готовы проголосовать за новый бренд, не слишком тщательно анализируя фамилии в партийном списке.

10. Высокий процент не определившихся с выбором. Накануне выборов социологи зафиксировали значительный процент тех, кто собирался принять участие в голосовании, но не определился с выбором - около 32%. Именно львиная часть этих граждан предпочли НФ и «Самопомощь» - как альтернативе голосования за Блок Петра Порошенко.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: