Реквием по реформам

Читати українською

Кабинет министров Арсения Яценюка постепенно теряет людей, которые понимают истинное значение слова «реформы». Так о своем решении подать в отставку заявил министр экономического развития и торговли Павел Шеремета.

Судя из неофициальных комментариев, господин Шеремета намерен продолжить преподавательскую деятельность. «Вместо того, чтобы дальше воевать со вчерашней системой, решил сосредоточиться на работе с завтрашними людьми, которые создадут завтрашнюю систему», - написал он на своей странице в соцсети Facebook.

В чем же причина демарша Павла Шереметы? И почему «профи» уходят из правительства, когда их мозги и опыт так необходимы государству во время экономического и политического кризиса?

Если вспомнить, это уже не первое сообщение о возможной отставке Шереметы. В начале июля в СМИ уже писали о том, что министр якобы подал заявление об увольнении. Однако впоследствии информация была опровергнута им самим.

Очевидно, что команду технократов, которые должны были стать теми анонсированным «камикадзе» постепенно «сливают» заинтересованные силы. Ведь, если верить сообщениям из СМИ, причиной демарша главы Минэкономики стал его конфликт с премьер-министром о назначении Валерия Пятницкого торговым представителем Украины во время заседания Кабмина. Якобы премьер-министр не прислушался к критическим замечаниям господина Шереметы по поводу кандидатуры на эту должность. Сам Шеремета причиной своей отставки назвал попытку навязать ему «неудобного» заместителя.

Представители общественности с момента назначения одного из опытнейших экономистов в Украине всегда высказывались положительно по поводу привлечения такого специалиста в команду правительства Арсения Яценюка. Однако в СМИ появлялись и негативные отклики по поводу его назначения - мол, господин Шеремета является теоретиком, а не практиком. И именно этот недостаток помешает ему успешно проводить реформы на посту главы министерства экономического развития и торговли.

Впрочем, вопрос травли специалистов в правительстве уже приобретает признаки определенной системности. Так, один из самых опытных топ-менеджеров в сфере HR Денис Бродский после назначением главой Национального агентства по вопросам госслужбы не смог продержаться на государственной службе и 2 месяцев. Все его инициативы по разработке нового закона о государственной службе, разделения административных и политических должностей, а также прозрачный конкурс по трудоустройству на государственную службу были заблокированы на высшем уровне. На инициативы господина Бродского вовремя не отреагировали и в секретариате премьер-министра.

Еще один пример заговорщического «обливания грязью» - история с безосновательными обвинениями заместителя секретаря СНБО Александра Литвиненко. К слову, это один из немногих специалистов в области информационной безопасности, который мог бы дать фору любому специалисту с мировым именем. Мол, он якобы является протеже Сергея Левочкина и к тому же - агентом ФСБ.

Почему ключевые министерства Кабмина до сих пор не возглавляют настоящие специалисты, а тех, кого все-таки назначили - пытаются выжить? Какой выдающимся реформаторской деятельностью запомнится «свободовец» Игорь Швайка на посту главы Министерства аграрной политики и продовольствия, который вообще имеет юридическое образование?

Похоже на то, что политики, поделив значимые министерские портфели по партийным квотам, вообще не настроены «ломать» систему изнутри. Об этом ярко свидетельствует поведение самого Арсения Яценюка, который фактически единолично лоббировал назначение господина Пятницкого торговым представителем Украины. Кстати, начиная с июля 2011 года, Пятницкий работал в правительстве Азарова правительственным уполномоченным по вопросам европейской интеграции. Чем завершилась история с евроинтеграцией у предыдущей власти - нам всем известно. Имел ли право человек занимать должность в новом правительстве, не добившись положительного результата своей деятельности в предыдущей провластной команде, вопрос риторический. Хотя, ответ на него как раз и может знать Арсений Яценюк.

Реформы не просто буксуют - они не проводятся. И уже невооруженным глазом видно, что систему «партийных квот» в правительстве необходимо немедленно менять. В исполнительной власти срочно нужно осуществить бюрократическую революцию со всеми возможными негативными последствиями. Хуже уже и так некуда. Политики, которые готовятся к внеочередным парламентским выборам - ни о каких реформах думать не будут.

В этом контексте сами собой на ум приходят слова Вацлава Гавела (первого Президента Чешской республики) по поводу очистки бюрократического аппарата и назначения настоящих специалистов - «лучше пять лет ошибок, чем 50 лет саботажа».

Александр Радчук, обозреватель информационного портала «Слово и Дело»

Источник: espreso.tv

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: