«Не сидят на шее»: наплыв беженцев из Украины приносит экономическую выгоду Европе

По данным октябрьских социологических исследований, 37% украинцев потеряли работу из-за войны. Учитывая инфляцию, угрозу мирному населению из-за постоянных атак на критическую инфраструктуру, подсчеты ООН о 4,2 млн украинских беженцев, получивших временное убежище, не окончательны и будут расти. Это создает заметное гуманитарное давление, однако в то же время приносит определенную выгоду европейскому рынку труда.

Украинцы быстро адаптируются благодаря тому, что изучали иностранные языки в школах и вузах, благодаря безвизу уже путешествовали по Европе, поэтому процесс интеграции проходит быстрее по сравнению с беженцами с других континентов.

Статистика это подтверждает. По разным данным, в Нидерландах из 55 тысяч беженцев трудоспособного возраста уже трудоустроены 83% (статистика UWV), 40% украинцев трудоустроились в Великобритании (Бюро национальной статистики страны), в Польше трудоустроены уже почти 400 тысяч («Голос Америки»). По некоторым источникам, украинцы в Польше уплатили налогов на 2 млрд евро – это втрое больше, чем страна тратит на беженцев.

Украинцы закрывают много вакансий разных специальностей, уменьшая дефицит на рынке труда. Им присущи высокий уровень образования, трудолюбие, готовность быстро овладевать новыми навыками, готовность как можно скорее приступить к работе даже с небольшой по европейским стандартам зарплатой. Если раньше украинцы чаще ехали на сезонные заработки, среди них было много студентов, то сегодня украинские «рабочие руки» пополняют штат врачей, IT-специалистов, инженеров, учителей.

Естественно, есть определенные трудности в трудоустройстве, общие для всех государств – необходимость выучить язык страны, время, чтоб подтвердить квалификацию, изучить законодательство либо присущие стране протоколы для конкретной профессии. Кроме того, бывают случаи, когда беженцев переселяют из временных прибежищ, например, как сейчас происходит в Ирландии и Болгарии, и тогда люди тратят время, чтобы снова искать работу или устраивать детей в учебные заведения.

Поэтому важную роль играют центры адаптации беженцев, которые предоставляют консультации, бесплатные подготовительные курсы, помогают в поиске жилья и необходимых вещей. Так, например, чешские власти в сотрудничестве с Детским фондом ООН до конца года откроют еще один подобный центр в Праге. Кроме того, помогает быстрее интегрироваться украинская диаспора.

Россия направляет усилия на то, чтобы уменьшить уровень помощи Украине во всех сферах – военной, гуманитарной, финансовой. Многие пропагандистские паблики пытаются дискредитировать украинских беженцев и породить негативное отношение как к самим украинцам, так и к явлению миграционного кризиса, который спровоцировало российское вторжение.

Между тем опыт 10 месяцев войны показывает, что экономика ЕС остается «в выигрыше», даже учитывая выплаты на помощь украинцам, поскольку мигранты присоединились к рынку труда, закрывают дефицитные вакансии, платят налоги, привносят новые идеи и модели работы в европейский бизнес. Также во многих странах применяется практика денежной компенсации лицам (хостам), размещающим у себя дома беженцев.

К тому же, социологические опросы октября показали, что 85% украинцев планируют вернуться домой вскоре или после окончания войны («Рейтинг»), а по данным другого исследования, 88% респондентов видят Украину процветающим государством в составе ЕС уже через десятилетие (данные КМИС).

Андрей Ковпак, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО