Владимир Зеленский давно хочет попасть в Белый дом, но несколько раз в планы и желания украинского президента вносились значительные коррективы. Наконец, дорога в Вашингтон открыта – помешать двустороннему визиту может только форс-мажор. Чего ожидает украинская власть от важной поездки, а главное – на что готов пойти Белый дом и получится ли улучшить двусторонние отношения?
Причины и последствия переноса визита Зеленского в США
Очень долго Белый дом не подтверждал дату встречи, которой Киев ждал еще со времени победы Байдена на выборах. Некоторое время назад пресс-секретарь Байдена Джен Псаки говорила о том, что это будет летом. Так, собственно, и произойдет, хотя и с огромной поправкой.
Офис президента вполне резонно хотел, чтобы визит состоялся в конце июля, максимум в начале августа. Во-первых, Украина рассчитывала на серьезное участие США в инаугурационном саммите Крымской платформы 23 августа, а во-вторых, украинская делегация хотела встречи с представителями как демократов, так и республиканцев в обеих палатах Конгресса. Встреча с законодателями важна для продвижения идеи увеличения военной помощи Киеву в долгосрочной перспективе, а также для последней попытки убедить республиканцев и демократов в серьезности угроз, которые составляет проект «Северный поток-2».
Впрочем, в конце концов встречу назначили на 30 августа. А в Конгрессе США даже обратились в Белый дом с просьбой изменить дату. «Мы направили письма президенту (Джо Байдену, – ред.), призывая, чтобы эту дату изменили – для того, чтобы члены Конгресса были здесь в Вашингтоне в одно время. Я надеюсь, что президент это рассмотрит. Я знаю, что он очень занят – это первый год его администрации. Но изменить дату не так сложно – и позволить нам провести надлежащий диалог с украинским президентом», – пояснила конгрессмен Марси Каптур.
Такое развитие событий ставит перед украинской властью соответствующие вызовы: играть или нет по правилам администрации Байдена. В условиях политической, экономической и военной зависимости Киева со стороны Вашингтона, было правильно определено, что конфронтация на ровном месте не нужна, а значит, придется играть.
История с переносом встречи является, конечно, показательной. Действительно, за месяц мало что может измениться кардинально: как в двусторонних отношениях, так и в переговорах по Донбассу. Однако нежелание даже допустить встречу делегации Зеленского с конгрессменами и сенаторами, и объявление об участии в Крымской платформе министра транспорта Пита Буттиджеджа свидетельствует о более глубоких изменениях в американской политике, в том числе и на украинском направлении.
Фактически это в очередной раз, но наиболее красноречиво демонстрирует неготовность администрации Байдена быть вовлеченной в решение украинских вопросов: расширение Нормандского формата и присоединение США к увеличению военной помощи Киеву, не говоря уже о статусе основного союзника вне НАТО и углубленном оборонном сотрудничестве. Несмотря на все, в этом нет весомой вины официального Киева. Прямо сейчас у команды Байдена другие приоритеты, в частности, во внутренней политике: принятие, теперь уже в Палате представителей, законопроекта об инфраструктуре, завершение эпидемии в США и так далее.
Место Украины во внешней политике Байдена
Киев, как и многие другие государства, возлагал серьезные надежды на президентство Байдена. Однако, украиноцентричность внешней политики Байдена оказалась завышенным ожиданием и определенным разочарованием.
В этом случае история с переносом визита является лишь индикатором политики нынешней администрации в отношении Украины по состоянию на сейчас. Американская администрация до сих пор не готова серьезно участвовать в решении украинских вопросов.
Создается впечатление, что украинская сторона подходит к встрече во всеоружии. Американская администрация первые полгода была в большей степени занята внутренними делами, а теперь, наконец, готова определиться со своей политикой в отношении Украины и региона – вскоре должен быть назначен постоянный посол США в Киеве.
Однозначно, нынешнее положение вещей не на 100% удовлетворяет Киев. За это время Байден попытался договориться с Путиным, в то время как Украина до сих пор находится под угрозой эскалации со стороны Москвы, и стремилась чтобы Вашингтон или назначил специального представителя по Донбассу, или присоединился к Нормандскому формату. Это именно то, чего Киев хотел и от Трампа. Однако, приоритеты внешней политики Байдена на сегодняшний день не предусматривают таких возможностей.
Стратегия и домашнее задание для Киева в отношениях с США
Единственное, что американцы однозначно заметили и чего не ожидали, это риторика Киева по ускоренному вступлению в НАТО или обещаний относительно членства в альянсе, когда Байдену пришлось после саммита НАТО в июне четко подчеркнуть необходимость проведения эффективных реформ.
В то же время попытки вернуться к диалогу высокого уровня между Россией и США вызывают далеко неоднозначные оценки со стороны политических оппонентов Байдена – республиканцев. Этот же фактор является определяющим в изменении позиции команды Байдена по «Северному потоку»: единственное, чего Байден боялся, это шантажа со стороны Республиканской партии. Хотя и этот факт наталкивает на мысль, что в Белом доме до сих пор рассматривают отношения с Украиной через призму собственной политики в отношении России.
С одной стороны, очень хорошо, что после контактов на фоне эскалации на границе в апреле, двусторонние каналы коммуникации снова активизировались. С другой, пока за этими контактами не стоит слишком много. Идет обычный процесс переговоров, но не такой активный, как хотелось бы Киеву. В то же время, не следует даже думать о любом шантаже Вашингтона разворотом к Китаю или в целом на Восток, ведь это является одной из красных линий уже для Белого дома.
Киев резонно хотел заключить двустороннее соглашение по безопасности, или хотя бы рассчитывать на признание Украины основным союзником США вне НАТО (Major non-NATO ally) особенно учитывая молчаливое согласие Вашингтона на завершение строительства «Северного потока-2».
Вопрос о «Северном потоке-2», конечно будет обсуждаться как во время визита Ангелы Меркель в Киев, так и на встрече высокого уровня в Вашингтоне. Возможно, команде президента следует хорошо подумать, ставить ли под угрозу стратегические двусторонние отношения с США в вопросе, который фактически уже решен.
К сожалению для Украины, если команда Байдена идет на такие шаги, как перенос визита, чтобы исключить встречу с политическими оппонентами, то Киеву не стоит надеяться на готовность быть активно вовлеченными по всему спектру «украинских вопросов», по крайней мере сейчас. Тем не менее, это не значит, что Украина не должна предлагать и настаивать на участии в Крымской платформе, сотрудничать в оборонной сфере и доказывать свою способность быть надежным партнером и продолжать внутренние реформы.
Владислав Фарапонов, политолог-американист, аналитик «Интерньюз-Украина»
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.