15 июля 2020-го завершился аукцион по продаже государственного пакета акций отеля «Днепр» в Киеве. Отель продали за 1 млрд 111 млн грн, что почти в 14 раз больше стартовой цены. Таким образом, прошел уже почти год после приватизации первого масштабного объекта за последнее время. Большую приватизацию, приостановленную из-за карантина, разблокировали только весной этого года. А первые аукционы должны состояться в августе. Владимир Зеленский настаивает на том, что государство должно «максимально избавиться от всего», оставив себе только прибыльные предприятия. «Слово и дело» сегодня предлагает посмотреть, что президент, Кабмин и депутаты обещают на счет продажи госимущества.
Приватизация отелей ГУД и больших предприятий: что обещал Зеленский
Для начала вспомним, какие объекты Владимир Зеленский обещал не продавать. Во время пресс-марафона в октябре 2019-го Зеленский заявил, что на приватизацию не будут выставлять резиденцию президента, а также детский лагерь «Артек» в Пуще-Водице.
В целом президент поддерживает продажу госимущества. В августе 2019-го Зеленский пообещал провести большую приватизацию государственных предприятий, но стратегических оборонных предприятий она не коснется.
В конце октября 2019 года глава государства дал еще два обещания на счет приватизации. Одно было провалено – в ближайшее время провести большую приватизацию десятков объектов. Весной прошлого года Верховная рада внесла изменения в госбюджет, и ожидаемый доход от приватизации уменьшился с 12 млрд грн до 500 млн. И продажу крупных объектов не проводили.
Другое обязательство – подготовить правовую базу для приватизации более 500 государственных предприятий – Зеленский выполнил. В ноябре и декабре 2019-го правительство передало в Фонд госимущества в общей сложности 530 предприятий. ФГИ принял их в управление, а затем получил правовые основания для дальнейшей приватизации.
Также Зеленский выполнил обещание обеспечить запуск большой приватизации после завершения борьбы с коронавирусом. 30 марта Верховная рада приняла изменения в закон «О приватизации государственного и коммунального имущества», которые позволят осуществить ряд подготовительных и организационных мероприятий перед продажей объектов. 29 апреля президент подписал закон.
Год назад Зеленский обещал передать на приватизацию все отели, которые находятся на балансе Государственного управления делами. Пока в Фонд госимущества эти гостиницы не передавали, обещание в процессе выполнения.
У заместителя руководителя Офиса президента Юлии Ковалив были конкретные обещания по продаже объектов ГУД. Она обещала до марта 2020 года передать в Фонд госимущества на приватизацию ликероводочный завод при ГУД, комплексы «Пуща-Водица» и «Конча-Заспа», а также отель «Украина». Все обещания были не выполнены, объекты не передавали.
Продажа неэффективных предприятий и приватизация госбанков: что обещают в Кабмине
В Кабинете министров выполнили обещание из программы действий – создать условия для приватизации объектов государственной собственности. За прошлый год при ожидании дохода от приватизации на уровне 500 млн грн (после внесения изменений в госбюджет) государство получило 2,2 млрд грн. А весной этого года с помощью правительственного законопроекта была разблокирована большая приватизация.
В программе действий Кабмина еще есть обещание по приватизации, оно в процессе выполнения – оптимизировать процедуру приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций.
Вице-премьер-министр Олег Уруский выполнил обещание передать часть предприятий ОПК на приватизацию. «Значительная часть предприятий, которые потеряли связь с оборонной промышленностью, будут переданы в Фонд государственного имущества на приватизацию», – говорил он. В декабре было принято решение передать 16 гособъектов из управления концерна «Укроборонпром» в сферу управления Фонда государственного имущества для дальнейшей продажи.
Лично премьер Денис Шмыгаль обещал продать 3 тысячи неэффективных государственных предприятий. Пока такими результатами приватизации похвастаться нельзя. Кроме того, Шмыгаль пообещал обеспечить приватизацию государственных банков. «Укргазбанк наиболее подготовлен к частичной приватизации. То есть, фактически это акционерные общества, где у государства есть доля 100%, но в будущем государство может уступать эти доли и банки будут поэтапно приватизироваться. Каким путем – это уже сегодня вопрос дискуссионный, но мы готовим государственные банки к этому», – говорил он в ноябре.
До осени Шмыгаль обещал начать большую приватизацию. В этом году премьер планирует продать семь крупных объектов.
Что на счет приватизации обещают в Верховной раде
Партия «Голос» выполнила программное обещание ввести приватизацию нестратегических крупных предприятий. Депутаты последовательно отстаивали вопрос продажи крупных государственных предприятий и голосовали за закон, который разблокировал большую приватизацию.
Но не все члены фракции обещание выполнили: Андрей Шараськин, Рустем Умеров, Леся Василенко, Роман Костенко, Владимир Цабаль и Кира Рудик не голосовали за последний закон по приватизации.
Также «Голос» в программе обещал на законодательном уровне ограничить участие олигархов в приватизации крупных предприятий. Пока это обязательство в процессе выполнения.
«Батькивщина» выполнила партийное обещание сохранить газотранспортную систему в государственной собственности. Фракция поддержала изменения в законодательство в связи с отделением деятельности по транспортировке природного газа. Закон предусматривает, что Оператор ГТС и оператор подземных хранилищ природного газа остаются в государственной собственности. Не все депутаты приняли участие в голосовании и поэтому программное обещание провалили – Сергей Тарута, Андрей Пузийчук, Андрей Николаенко, Виталий Данилов, Константин Бондарев, Александр Абдуллин.
Кроме того, в программе партии есть обещание вернуть народу Украины собственность, которая была незаконно отчуждена. Отдельно Юлия Тимошенко обещала вернуть в государственную собственность стратегические объекты.
Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия обещал, что предприятия критической военной инфраструктуры приватизированы не будут. «Если там есть государственная тайна, если там есть вопросы критического импорта или национальной безопасности, или исполнитель государственно-оборонного заказа – эти предприятия не должны и не будут приватизированы», – подчеркнул депутат. В марте Рада приняла законопроект «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации». После того, как законопроект, запрещающий приватизацию предприятий критической военной инфраструктуры примут во втором чтении, можно будет говорить, что Арахамия обещание выполнил.
Продажа Укргазбанка и шахт: какие обещания провалили экс-чиновники
Бывший премьер-министр Алексей Гончарук несколько раз обещал провести в Украине большую приватизацию. Но пока он возглавлял Кабмин, продать крупные объекты так и не удалось.
Программное обещание Кабмина провести приватизацию государственных предприятий тоже провалено. За полгода работы правительство передало 961 объект на продажу. А приватизировано было с сентября 2019-го до февраля 2020-го только 5 госпредприятий.
Оксана Маркарова на посту министра финансов в конце 2019 года обещала передать Укргазбанк на частный рынок. «ПриватБанк, а также Укргазбанк будут полностью возвращены на частный рынок. В Укргазбанке уже начал процесс привлечения Международной финансовой корпорации, с которой мы начнем готовить банк к полной продаже», – говорила Маркарова.
На момент отставки правительства в марте 2020-го Укргазбанк на 94,9% принадлежал государству, Всемирному банку планировали передать только 20% акций. Учитывая, что покупателя для всех государственных акций банка не нашли, Маркарова провалила обещание.
Владимир Гройсман в статусе премьер-министра должен был осуществить прозрачную приватизацию государственных предприятий, обязательство было в программе действий его правительства. В январе 2018 года Верховная рада принимала законопроект «О приватизации государственного имущества», Кабмин в том же году утвердил перечень объектов большой приватизации. Но они не были проданы, приватизация была заблокирована судебными делами и не состоялась.
Кабмин Гройсмана также провалил обещание приватизировать угледобывающие предприятия. В мае 2018 года правительство включило в перечень объектов приватизации ГП «Угольная компания «Краснолиманская», но ее продать не удалось.
Напомним, на инфографике можно посмотреть, какие объекты не могут продать и как из года в год меняется их стоимость.
Также «Слово и дело» сравнивало ожидаемый и реальный доход от приватизации в 2015-2020 годах.
Александра Худякова, специально для «Слово и дело»
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.