Украина приблизилась к созданию еще одной армии ‒ сил территориальной обороны. Верховная рада в первом чтении голосами 318 народных депутатов приняла законопроект «Об основах национального сопротивления», который создает правовые и организационные основы сил территориальной обороны, регламентирует основы его подготовки, задач и полномочий.
На самом деле, данный законопроект ‒ еще один шаг к стандартам армий стран-участниц НАТО. О создании сил территориальной обороны на государственном уровне начали активно говорить только после российской агрессии в 2014 году. Хотя формально государство не запрещало создание и функционирование подобных структур, однако именно вооруженная агрессия РФ заставила запустить этот процесс на скорую руку ‒ украинцы объединялись в добровольческие структуры, известные как «добровольческие батальоны», которые впоследствии были подчинены ВСУ или входили в состав Нацгвардии.
Со временем стало понятно, что одними добровольческими батальонами не обойтись ‒ Украине крайне необходимо создавать мощную сеть территориальной обороны на своей территории, ведь агрессор продолжает угрожать полномасштабным вторжением. Поэтому актуальность данного вопроса особенно обострилась уже в этом году, когда Россия сконцентрировала на границах с Украиной, в том числе и на временно оккупированных территория Донбасса и Крыма, рекордное количество войск.
Тем не менее, дискуссии по поводу того, какой именно должна быть территориальная оборона Украины, кому подчиняться и как действовать, продолжаются до сих пор. Принятый в первом чтении президентский законопроект №5557 создал необходимую законодательную базу, однако ряд положений вызывает немало вопросов.
Добровольцы с охотничьими ружьями
Прежде всего, законопроектом предусматривается создание нового рода войск ‒ Сил территориальной обороны Вооруженных сил Украины. Общее руководство национальным сопротивлением осуществляет президент Украины, а непосредственно территориальной обороной руководит главнокомандующий ВСУ через командующего сил ТО Вооруженных сил Украины. С одной стороны, Силы территориальной обороны выводятся из состава Сухопутных войск ВСУ и становятся отдельным родом сил с отдельным финансированием. С другой стороны ‒ создается еще одна структура, которая будет действовать по команде военных из центра, а не руководствоваться соответствующими приказами руководителей теробороны на местах в зависимости от обстоятельств.
Критики законопроекта видят в этом наибольшую угрозу мобильности сил теробороны ‒ создание условного барьера для быстрого ответа на угрозы со стороны врага. Сторонники президентского проекта закона указывают на необходимость создания предохранителей для формирования параллельных «региональных армий», которые могут оказаться не только не полезными в вопросе защиты государства, но и помочь оккупантам.
Именно с целью контроля над добровольческими объединениями теробороны народные депутаты также проголосовали и за законопроект об увеличении численности украинской армии на десять тысяч военнослужащих – это офицеры, которые будут заниматься развитием и управлением теробороной.
Еще в президентском законопроекте создается и движение сопротивления, которое будет противодействовать противнику с наступлением особого периода на временно оккупированной территории Украины, или территории, захваченной врагом.
Также, согласно документу, для функционирования сил теробороны должны быть созданы штабы зон территориальной обороны. Разработкой положений о сфере полномочий этих штабов, когда и при каких обстоятельствах они должны развернуться – будет заниматься правительство.
Согласно законопроекту, Силы территориальной обороны будут оснащены штатным боевым оружием, тогда как участники добровольческих формирований территориальных общин получат право применять личное охотничье оружие.
Скорость реагирования
Именно скорость реагирования сил теробороны и окончательно неурегулированный вопрос о владении огнестрельным оружием ‒ являются двумя крупнейшими упреками критиков принятого в первом чтении законопроекта. Они указывают на ошибочность самого принципа: мол, силы территориальной обороны и силы территориальной самообороны ‒ не одно и то же.
В президентском законопроекте заложен принцип, что территориальная оборона ‒ это не наступательные или другие профессиональные войска, и они выполняют больше «усиливающую» функцию для других войск ВСУ. Например, охрана объектов критической инфраструктуры от диверсионных сил противника, в общем ‒ предупреждение любых диверсий и захвата важных объектов на территории региона, где происходят боевые действия с противником. То есть, тероборона действует по территориально-зональному принципу, но вне районов, где ведутся военные действия. И только по решению главнокомандующего ВСУ могут привлекаться к выполнению задач за пределами своей зоны ТО.
Поэтому вопрос о том, смогут ли граждане на основе самоорганизующихся структур в отдельных территориальных общинах оказывать сопротивление врагу пока урегулирован не в пользу «скорости» реагирования, а с учетом потребностей ВСУ в случае агрессии против нашего государства.
Что же касается охотничьего оружия, то законодатель планирует предоставить возможность добровольческим формированиям территориальных общин предоставить право хранить дома и боевые патроны соответствующего калибра, которые бы применялись только в случае непосредственной вооруженной агрессии врага.
Политические аспекты
Законопроект об основах национального сопротивления имеет и немалую долю политической составляющей.
Прежде всего, речь идет о внешней политике, а именно приближении украинских реалий к стандартам стран-участниц НАТО. Чтобы быстрее интегрироваться в Североатлантический альянс, нужно позаботиться и об эффективной структуре территориальной обороны.
Во-вторых, необходимость соответствующего закона заключается не только в подготовке украинцев к организованному сопротивлению врагу, но и предотвращает хаотичные попытки создания добровольческих военных формирований уже накануне или во время агрессии врага. Таким образом, государство получает лучший контроль над ситуацией для отпора агрессору ‒ чего так не хватало в 2014 году.
В-третьих, президент Владимир Зеленский как главнокомандующий получает еще один рычаг влияния на активный слой общества ‒ ведь каждый желающий, кто не хочет становиться военнослужащим, сможет заключить контракт резервиста территориальной обороны или стать членом добровольческого формирования территориальной общины. Таким образом, власти попытаются привлечь в ряды своей территориальной обороны тех граждан, которые до недавнего времени считали, что она недостаточно предпринимает действий для защиты государства.
Наконец, по мнению экспертного сообщества, введение закона о теробороне постепенно приведет к изменениям в общественном сознании не только в отношении к защите суверенитета и территориальной целостности Украины, но и к более ответственному отношению к воинской обязанности и обращения с оружием.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»