Год без траншей: есть ли будущее у сотрудничества между Украиной и МВФ

Александр Радчукполитолог

В июне исполнился год, как Международный валютный фонд возобновил сотрудничество с Украиной на новых условиях и выдал в рамках новой программы первый транш кредита. Украина получила 2,1 миллиарда долларов, до окончания 2020-го должна была получить еще два транша на общую сумму в 3,5 миллиарда долларов, и еще один транш в 2021-м. Однако миссия МВФ ни в декабре 2020-го, ни в январе-феврале текущего года так и не пришла к положительным выводам относительно того, чтобы предоставить нашему государству очередные кредиты.

Пока Нацбанк и Минфин придумывают различные способы, чтобы привлечь дополнительные кредитные ресурсы, но под значительно более высокие процентные ставки, чем предлагает МВФ. Так в мае-июне текущего года было продано ОВГЗ на общую сумму свыше 50 млрд гривен. Доходность 6-месячных ОВГЗ составляет 9% годовых, а более длительные инвестиции торгуются за еще большими процентными ставками ‒ 12,59% за 5-летние контракты. То есть Украина привлекает инвесторов высокими процентами от продажи ОВГЗ, однако эти средства рано или поздно придется возвращать с существенными «надбавками», что прежде всего может негативно сказаться на валютном рынке и стабильности гривны.

Для того, чтобы получить кредит от МВФ, нужно продемонстрировать прогресс в реформах, в том числе принять ряд законопроектов еще до окончания текущей сессии Верховной рады. Накануне визита Владимира Зеленского в США, где помимо других важных геополитических и вопросов нацбезопасности, будет обсуждаться и вопрос прогресса реформ, 36 народных депутатов, среди которых 26 избранников от фракции «Слуги народа», зарегистрировали проект постановления № 5607 «О комплексе неотложных мер по практической реализации реструктуризации внешнего государственного долга Украины перед Международным валютным фондом».

Похоже, документ преследует двойную цель: или же создать новый фон для пересмотра программы сотрудничества с МВФ, о чем также недавно отмечал президент Владимир Зеленский, или же готовит нашу финансовую систему к «плану Б» на тот случай, если договориться о возобновлении кредитования не удастся.

Взять на своих условиях

И народные депутаты, и президент намекают на возможность пересмотра программы сотрудничества с МВФ. Правда, в обоих случаях речь идет о достаточно разных стратегиях.

Так, народные избранники в выше упомянутом проекте постановления указывают на необходимость реструктуризации государственного долга МВФ, учитывая огромное количество средств из госбюджета, необходимых для его обслуживания. В пояснительной записке депутаты называют цифру в 627 миллиардов гривен ‒ а это «почти половина всей расходной части государственного бюджета, и на треть больше показателя 2020 года».

Более того, народные депутаты надеются даже на «план максимум», ‒ говорится о возможности списания всего или части долга перед МВФ по примеру некоторых беднейших государств мира ‒ мол, отечественная экономика значительно пострадала от последствий коронавируса. Правда, стоит упомянуть, что некоторые развитые государства мира пострадали даже больше, чем Украина, и данный фактор следовало бы учитывать. Тем более, о том, что нашему государству придется платить наибольшие суммы по кредитным обязательствам в 2020-2022 годах было известно давно.

Президент, в свою очередь, отмечает, что Украина таки выполнит все условия для сотрудничества с МВФ, однако вместе с тем считает, что наше государство находится в особой ситуации войны с Россией, поэтому этот фактор следовало бы учитывать и в вопросе выделения кредитования. «Я считаю, нельзя сравнивать стратегию поведения МВФ с Украиной с другими странами. Нашу страну просто нельзя ставить в один ряд с другими. Потому что у нас есть сложности, потому что идет война. Потому что тратятся деньги не на приоритеты с точки зрения экономики, а с точки зрения безопасности. Сначала военные, сначала медицина, потом все остальное», ‒ подчеркнул Владимир Зеленский в одном из своих недавних интервью иностранным СМИ.

Очевидно, глава государства намекает на изменения в выполнении плана так называемых «структурных маяков», среди которых приоритетными на Западе считают сохранение независимости Национального банка Украины и антикоррупционных учреждений. Кроме того, изменения ожидаются в вопросах пенсионной системы и формирования тарифной политики. И, конечно же, неоднозначная ситуация со сменой руководителя НАК «Нафтогаза», на что точно обратили внимание в МВФ.

Пока приоритеты, на которых предлагает сконцентрироваться Владимир Зеленский, а именно усиление обороноспособности Украины и медицинская реформа, очевидно, выглядят не слишком убедительными для Запада. Поэтому надеяться на существенный пересмотр условий кредитования пока не стоит.

А если откажемся?

Как бы там ни было, аналитики JPMorgan и Bank of America с высокой вероятностью прогнозируют возобновление кредитования от МВФ уже до конца текущего года. И осторожно прогнозируют «окно возможностей» для Украины в вопросе дальнейшего сотрудничества с Фондом в течение всего 2022 года.

Эксперты положительно оценивают динамику работы парламента на пути к принятию необходимых законопроектов для выполнения условий сотрудничества с МВФ. Однако дьявол кроется в деталях: во-первых, не все необходимые документы Верховная рада может успеть принять до конца текущей сессии, а во-вторых, не всегда принятые законопроекты свидетельствуют о намерении стремительно реформировать ту или иную отрасль. В некоторых случаях в законах вносятся правки, которые искажают их цель ‒ как это произошло с законопроектом о ложном е-декларировании.

Более того, аналитики отмечают, что риск прекращения сотрудничества с МВФ будет усиливаться по мере приближения очередных выборов в парламент в 2023 году.

Что будет происходить, если Украина таки прекратит сотрудничество с МВФ?

Прежде всего, сотрудничество с Фондом является важным маркером надежности страны для других инвесторов и кредиторов. Поэтому отказ от сотрудничества с МВФ может свидетельствовать либо о «выздоровлении» экономики, или о приближении полного коллапса. Учитывая ряд факторов, Украина ближе ко второму сценарию, поэтому отсутствие сотрудничества с Фондом вызовет беспокойство со всех сторон ‒ в том числе, например, и у вкладчиков в украинские ОВГЗ.

Во-вторых, долги все равно нужно будет обслуживать, поэтому правительству и НБУ не останется других вариантов, чтобы постепенно уменьшать золотовалютные резервы. А учитывая вероятность валютной паники, регулятору придется действовать в режиме «спасателя», тратя все возможные усилия для тушения «пожаров». Безусловно, эта ситуация негативно скажется на курсовых колебаниях с новыми негативными последствиями для большинства украинцев.

В-третьих, в политической плоскости ситуация может привести к ряду волюнтаристских решений, которые могут повлечь очередной этап экономического кризиса.

Скорее всего, МВФ таки предоставит очередной транш уже в 2021 году. Выглядит так, что он может стать хоть и не последним, но в то же время благодаря ему в Фонде попытаются «выжать» как можно больше из новых условий сотрудничества с нынешней властью. Ведь если значительного успеха в реформах достичь не удастся, МВФ может вернуться к переговорам уже с обновленной конфигурацией политических игроков в 2023-2024 годах.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО