Кабминовский конструктор: на что повлияют кадровые ротации в правительстве

Александр Радчукполитолог

Уже сегодня народные депутаты на внеочередном заседании Верховной рады рассмотрят кадровые вопросы об отставке трех министров в правительстве Дениса Шмыгаля. Двое из них вроде бы идут по собственному желанию ‒ в парламент поступили заявления об отставке министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игоря Петрашко и министра инфраструктуры Владислава Криклия.

Еще одного министра ‒ главу Минздрава Максима Степанова ‒ могут отправить в отставку уже по представлению премьер-министра. К Министерству здравоохранения приковано особое внимание, ведь именно это ведомство было на острие противодействия распространению пандемии коронавируса COVID-19 и преодоления его последствий. Также именно МОЗ отвечает за темпы и проведение вакцинации населения.

Почему уходят министры, имеет ли значение, кто их заменит, и как отставки повлияют на эффективность правительства?

Усиление или снятие напряжения?

Наибольшая интрига ближайшего голосования ‒ хватит ли голосов для отставки именно Максима Степанова. Дело в том, что глава Минздрава сам уходить с поста пока не собирается, аргументирует свои достижения и признает ошибки в работе, а позиции в парламентском комитете разделились ‒ его члены так и не смогли поддержать отставку Степанова.

Более того, среди самих украинцев нет однозначного мнения относительно того, действительно ли достаточно оснований для отставки Максима Степанова. По результатам опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг» в мае текущего года, более половины украинцев (55%) не поддерживают отставку министра здравоохранения, тогда как 26% считают, что Степанова нужно заменить.

Премьер-министр Денис Шмыгаль аргументировал свое представление об отставке Максима Степанова неудовлетворительными темпами вакцинации от коронавируса и поставок вакцины. Наиболее интересным является то, что на замену нынешнему министру на заседании фракции монобольшинства пока рассматривают только кандидатуру его заместителя и главного санитарного врача Виктора Ляшко. Таким образом, не понятно, по каким критериям работают кадровые ротации, ведь речь идет о перестановках в рамках одной и той же команды.

Для усиления правительственной команды по трем направлениям, в которых планируют кадровые ротации, следовало бы обратиться к экспертному сообществу и одновременно предложить обсудить кандидатуры не только в провластном большинстве, но и с фракциями оппозиции. Ведь только такое обновление может принести «новую кровь» в жилы нынешней правительственной команды. Пока, особенно на примере с министром здравоохранения, ситуация напоминает знаменитый метод «выпускания пара». Вероятно, такой метод является действенным лишь на короткий промежуток времени и может только лишь приблизить следующие, более масштабные, изменения в центральной исполнительной власти.

«Спутниковое» правительство

Объяснять причины любой отставки в правительстве, которое сформировано благодаря монокоалиции пропрезидентской силы, в дальнейшем будет все сложнее. Правительство, как институция, не слишком перебирает на себя негатив ‒ это прежде всего объясняется низкой узнаваемостью среди украинцев самого премьер-министра и большинства министров его Кабмина.

По результатам исследования, проведенного социологической службой Центра Разумкова с 29 января по 3 февраля 2021, 54% респондентов поддержали бы отставку Кабмина, а 28% были бы против этого. При этом уровень недоверия к главе правительства Денису Шмыгалю составляет 71,5%, а около 9,7% опрошенных даже не знали его фамилию. Это самый высокий показатель среди высших должностных лиц Украины.

Поэтому пока любые точечные кадровые ротации в правительстве вряд ли будут заметны для украинцев в медийной плоскости. А вот эффект от реальных изменений, которыми занимались уволенные министры, оценить рядовому украинцу еще труднее.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО