После двух недель военной активности России у границ Украины и угрозы полномасштабных боевых действий, ситуация почти мгновенно изменилась ‒ Кремль объявил об окончании военных учений и отводе войск. Казалось бы, весь мир «выдохнул» с облегчением. Однако такие маневры России вряд ли означают изменения в ее внешней политике и геополитическом позиционировании.
Именно на пике ситуации президент Украины Владимир Зеленский предложил своему коллеге из РФ Владимиру Путину встретиться «в любой точке» Донбасса с целью снять напряжение между двумя государствами. В Кремле неохотно ответили на предложение Зеленского, мол, говорить можно только о двусторонних отношениях между Украиной и Россией, однако дали понять, что оккупация ОРДЛО и Крыма не могут быть вопросами для переговоров в рамках такой встречи. Ну и, конечно, отметили, что ждут Владимира Зеленского в Москве в любое удобное для него время.
Казалось бы, ответ очевиден ‒ Россия хочет в очередной раз навязать свое видение ситуации и продемонстрировать несостоятельность украинской власти хоть как-то повлиять на агрессора. Одним словом, дали понять, что имеют собственные «правила игры» для украинской стороны, которые точно не лежат в плоскости интересов уважения к суверенитету Украины.
Однако в Офисе президента неожиданно «ухватились» за идею двусторонней встречи между руководителями РФ и Украины. «Мне кажется, что все идет к тому, что эта встреча состоится», ‒ отметил Владимир Зеленский и рассказал, что дал задание руководителю Офиса президента Андрею Ермаку провести соответствующие переговоры с администрацией президента России о времени и месте, где президенты смогут встретиться.
Вообще возможна ли такая встреча? Что она может означать для Владимира Зеленского и Украины, и в чем главные риски?
Без Донбасса
Однозначно можно утверждать, что в Кремле не готовы вести прямые переговоры с украинским президентом относительно дальнейшей судьбы Донбасса, а тем более ‒ Крыма. Россия придерживается стратегии любой ценой дать искусственно созданным «ДНР-ЛНР» статус участников переговоров в Минском формате и в целом ‒ предоставить им субъектность. Вопрос Крыма руководство РФ вообще считает чем-то сакральным, и не воспринимает любые намеки на возможность его деоккупации или любых других переговоров.
Одно из главных изменений для украинской стороны ‒ отсутствие у администрации Владимира Путина посредника для переговоров по Донбассу, роль которого ранее выполнял пророссийский политик Виктор Медведчук. Именно отсутствие такого «мостика» является возможностью для Офиса президента и одновременно вызовом для Кремля.
Наиболее очевидно, что украинская сторона пытается инициировать прямые переговоры с Кремлем для того, чтобы именно с российской стороны в очередной раз прозвучал отказ ставить на повестку дня вопрос деоккупации Донбасса и Крыма. Этот факт еще больше предоставит украинской стороне аргументов для санкционного давления на Россию со стороны международного сообщества.
Двустороннее «уравнение»
И даже если представить, что двусторонняя встреча между двумя президентами таки может произойти, вопросов для обсуждений вне деоккупации ОРДЛО и Крыма, не так уж и много. Особенно, если речь идет о точках соприкосновения для двустороннего сотрудничества.
Украина все больше сосредотачивается на торговле и сотрудничестве со странами ЕС и всего мира, постепенно разрывая экономические и гуманитарные отношения с Россией и странами СНГ. Методично, в течение последнего года украинский парламент и правительство приняли решение о выходе из по меньшей мере десятка различных соглашений с СНГ.
Тем более, встреча двух президентов имеет призрачные шансы на успех, ведь именно сейчас Россия и Украина переживают еще и дипломатический конфликт ‒ недавно оба государства обменялись решениями о высылке дипломатов.
Фактически, в ситуации войны с РФ и поддержки ею сепаратистских образований на Востоке Украины ‒ ехать в Москву возможно только с одной целью: напрямую вести переговоры об обмене пленными, о чем в Кремле вряд ли решатся говорить без своего «посредника» в этом деле.
Любимый капкан для президентов
А вот опасность для украинской стороны во встрече с лидером Кремля более чем очевидна. В скором времени президент Владимир Зеленский будет подводить итоги половины срока пребывания в статусе главы государства ‒ и именно в это время он сам и его команда очевидно определятся с планами на второй срок.
В Кремле уже не раз пытались изменить повестку дня отношений с другими государствами накануне «экватора» сроков их президентов. Это любимая тактика России ‒ пообещать поддержку на второй срок, в обмен на те или иные уступки или разрешение конфликтных ситуаций. Однако именно такая тактика Кремля является главной ловушкой для лидеров других государств: ярким примером является судьба беглого экс-президента Виктора Януковича, а также нынешнее состояние дел у непризнанного демократическим миром главы Беларуси ‒ Александра Лукашенко.
Так или иначе, у Владимира Зеленского пока есть больше оснований и рычагов для того, чтобы уклоняться от любых «неприличных» предложений со стороны Кремля. Но и задать собственную повестку дня для встречи с Владимиром Путиным будет крайне трудно. Разве что украинскому главе государства удастся выполнить неожиданный экспромт, который прямо во время встречи с главой Кремля застанет его врасплох и заставит его к немедленному ответу или реагированию. Однако надеяться таким образом переиграть «аксакала» политических интриг, которым является Путин, было бы невероятной удачей или неожиданностью для всего мира.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»