Угроза новой эскалации и военной агрессии со стороны России на восточных границах с Украиной ‒ не единственный сигнал европейским странам и миру о захватнических планах и экспансионистской внешней политике Кремля.
Официальная Москва начала действовать грубыми методами в области дипломатии ‒ методично вырабатывая стратегию создания неблагоприятного фона для любых переговоров не на ее условиях. По сути, такое поведение ‒ игра на опережение для того, чтобы повысить ставки и «выторговать» максимальные условия для собственного геополитического позиционирования. Вопрос цены человеческих жизней для России ‒ когда вопрос касался реализации государственной политики никогда не учитывался.
Остается только понять, как далеко и в каких масштабах Кремль готов повышать ставки для достижения своих целей? Понадобится ли для этого локальный конфликт, или придется прибегнуть к полномасштабным боевым действиям. А может, даже пойти на обострение ситуации со всем миром, отстаивая свои сферы влияния любыми насильственными, по своей сути, действиями ‒ вторжениями войск, диверсионной работой шпионов и «пятых колонн», кибератаками.
Что означает новая эскалация в дипломатических отношениях между Россией ЕС и США, и почему Украина до сих пор не разорвала дипломатические отношения с Кремлем? И самое главное ‒ к какой стратегии следует готовиться нашему государству в ближайшей перспективе?
Язык кнута
Недавний дипломатический скандал между Чехией и Россией продемонстрировал лишь часть масштабного плана Кремля по внедрению своего геополитического влияния во всем восточноевропейском регионе. Так, в Чехии высылают 18 российских дипломатов из-за причастности российских спецслужб к взрывам на складе боеприпасов в 2014 году. Россия приняла симметричное решение, объявив 20-х сотрудников посольства Чехии персонами нон грата.
Против такой стратегии Москвы давно противодействуют в странах Балтии, в которых очень внимательно следят за всеми взаимодействиями с опасным соседом. Наиболее активно в последнее время действует Литва ‒ в этой стране категорически не согласны с агрессивной внешней политикой Кремля и даже вызвали посла РФ в свой МИД для того, чтобы открыто заявить о своей позиции. Не говоря уже о том, что в Литве выражают полную поддержку Украине.
Вероятно, в течение ближайших недель стоит ожидать подобных заявлений или провокационных действий со стороны России с целью ухудшить отношения с европейскими государствами, которые объявили о своей поддержке Украине. Однако отдельным статусом в данном вопросе выступают Франция и Германия, которые, по сути, являются инициаторами и провайдерами мирных переговоров в Нормандской формате. С другой стороны, хоть и выражают поддержку Украине, однако не порывают тесных взаимосвязей с Россией. Особенно это видно на примере с «Северным потоком».
Очевидно, что тактика переговоров и поиска дипломатических площадок с Россией не работает ‒ Россия системно пытается достичь позиции «изгоя». Это видно и по заявлениям по поводу очередного выхода из ПАСЕ ‒ в России якобы демонстративно «не держатся» за возможность работы своей делегации в межпарламентском органе по сотрудничеству в Европе.
Соответственно, и тактика сдерживания агрессора должна быть другой ‒ более агрессивной, однако в Европе всегда медлят с этим. Ведь речь идет не только о пользе экономического сотрудничества, но и желании безопасности на всем континенте. Но политика «умиротворения» всегда только усугубляла ситуацию.
Стратегия Украины
За последние месяцы, с тех пор в Кремле с помощью переговоров в Минске пытались во что бы то ни стало повлиять на Украину именно в политическом аспекте, украинская власть оказалась не такой слабой, как казалось на первый взгляд. Даже условное прекращение огня на востоке Украины не заставило ее соблазниться на агрессивные условия Кремля относительно фактической федерализации нашего государства.
В течение 2020-го и 2021-го годов Украина продолжает шаг за шагом выходить из структур СНГ и становиться ближе к стандартам европейских экономик. Еще более динамичной оказалась ситуация с инициативой о создании Крымской платформы ‒ сначала в Кремле откровенно игнорировали любые проявления ее деятельности, а позже стали все более агрессивно реагировать на дипломатические усилия Украины вернуть Крым.
Наконец, окончательной причиной заявить об откровенной военной угрозе для Кремля стала ситуация с закрытием телеканалов, принадлежащих пророссийским политикам в Украине.
За последнюю неделю Россия принялась и за дипломатические провокации ‒ там задержали, а затем и выслали украинского консула в Санкт-Петербурге. Казалось бы, в сложившейся ситуации в ответ следовало бы не только выслать старшего дипломата посольства России в Киеве, но и в целом объявить о разрыве дипломатических связей с государством, которое демонстрирует откровенно враждебные намерения в отношении суверенитета своего соседа. В отечественном МИД объясняют отсутствие такого решения из-за ряда гуманитарных вопросов, ведь несколько десятков тысяч граждан Украины, по тем или иным причинам, находятся на консульском учете в России, и МИД не может оставить их без помощи.
В сложившейся ситуации единственно правильного решения нет, однако если Украина таки выбрала путь дипломатического возвращения оккупированных территорий, то расторжение дипотношений с РФ выглядит нелогичным. В то же время, если рассматривать реальные угрозы со стороны Кремля, стоило бы выбрать активную оборонительную стратегию, которая все же означала бы полное расторжение отношений с Россией до возвращения части Донбасса и Крыма.
Железный занавес 2.0
Высока вероятность того, что действуя агрессивными методами, Россия сознательно пытается достичь изолированности с одновременным стимулированием внутренней «информационной истерии» в обществе.
Политика «отстранения» с последующим функционированием вполне изолированного государства на подобие известного в новейшей истории периода «железного занавеса», позволит России снова повысить рейтинг власти внутри общества и сцементировать авторитарные тенденции. Избрание нового президента США с соответствующим отношением к РФ как к внешней опасности ‒ самый удобное для этого время.
В Кремле четко осознают отсутствие каких-либо точек соприкосновения между позициями цивилизованного сотрудничества с полностью независимыми государствами и имперскими желаниями откровенно захватить под свое геополитическое влияние территории и государства, которые не слишком этому сопротивляются или исповедуют схожие ценности. Так произошло с рядом соседних с Россией ближневосточных государств, так произошло с Беларусью и Арменией, этого пока не удалось достичь с Грузией, Украиной и Молдовой.
Похоже, лучшая стратегия сейчас для Украины ‒ убедить партнеров и мир как можно более системно применять санкции, демонстрировать изменения и стремление во что бы то ни стало защитить собственные границы, для чего может быть сконструировано собственными силами или предоставлено в помощь соответствующее вооружение. Период «железного занавеса», как показывают исторические примеры, не может длиться веками ‒ речь идет о 10-20 годах, которые Украина может использовать для усиления собственных оборонных и переговорных геополитических позиций. Конечно же, при условии, что все союзники способны так же на протяжении всех этих лет занимать соответствующую бескомпромиссную по отношению к агрессору позицию. Если же нет ‒ то, скорее всего, именно Украине заготовлена роль «жертвенного агнца» для удовлетворения агрессивных аппетитов Кремля.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»