Шаткий баланс: как изменится украинская экономика в 2021 году

Александр Радчукполитолог

Украинская экономика встретила 2021 год со сдержанными надеждами на оптимизм. Дело в том, что большинство экономистов прогнозировали значительно более масштабное падение ВВП по итогам 2020-го. Однако из-за ряда факторов, в том числе и оживления экономики в 3-м квартале прошлого года, удалось выйти на показатели падения в 4,6-4,8% ВВП.

По сравнению с другими «кризисными» для отечественной экономики годами ‒ например, в 2009 и 2015-м, нынешний спад не кажется таким уж катастрофическим. Однако новый локдаун с 8 по 24 января вероятнее всего существенно замедлит восстановительный потенциал украинской экономики ‒ по примеру 2-го квартала 2020-го, когда именно жесткие карантинные ограничения вызвали наибольшую глубину падения ВВП за весь прошлый год.

В правительстве и Нацбанке надеются, что в случае благоприятных внешних и внутренних факторов, стабильное восстановление экономики начнется не раньше апреля текущего года. Этому будет способствовать вакцинация от коронавируса ‒ как в мировом масштабе, так и на всеукраинском уровне. Однако угроза новой вспышки пандемии никуда не делась, и в 2021-м возможно повторение сценария новых карантинных ограничений и локдаунов.

Чего будет больше в 2021-м для украинской экономики ‒ рисков или возможностей?

Тезисы пессимистов

Конечно, предвестников новых кризисов и вызовов для украинской экономики, к сожалению, значительно больше, чем поводов для оптимизма.

Прежде всего, речь идет о росте бедности в Украине. Новая волна локдауна приведет к очередной волне безработицы. А пока усложненные условия для поиска и выезда на работу за границу обусловят дополнительный фактор социально-экономической напряженности среди традиционной категории гастарбайтеров.

Не будет способствовать экономическому росту домохозяйств и существенный рост тарифов. С одной стороны, этот фактор может стать дополнительным источником для напряжения в обществе на фоне снижения деловой активности и роста бедности. С другой стороны, долги населения и неуплата за услуги может поставить под угрозу функционирование системообразующих государственных компаний и даже их банкротства (это и энергетические компании-гиганты, и транспортно-логистические государственные предприятия).

Способности правительства для поддержки незащищенных слоев населения с каждым месяцем снижаются, помощь предпринимателям может иметь лишь краткосрочный эффект. В этом году еще раз положительным условием для роста экономики может стать масштабное строительство инфраструктурных объектов, в то же время этот же фактор может стать и предвестником дисбалансов в других сферах.

Гораздо серьезнее выглядит и ряд других фундаментальных факторов, несовместимых с оживлением экономики. Прежде всего, это отсутствие инвестиций в экономику, уменьшение объемов сбережений. Кредитные ресурсы для бизнеса до сих пор остаются одними из самых дорогих в мире, а правительство потребует значительных внутренних и внешних заимствований для покрытия государственного долга ‒ всего речь идет об около 700 миллиардах гривен.

Несмотря на ожидаемое восстановление мировой экономики в 2021 году, возрастают риски так называемой политики протекционизма ‒ правительства зарубежных стран будут пытаться оптимизировать собственное производство и привлекать все имеющиеся внутренние ресурсы, что может сказаться на ценах на сырье. Для украинской экономики подобный сценарий будет означать уменьшение притока иностранной валюты от продажи сырья. «Спасательным кругом» может стать разве что сельское хозяйство, но и здесь нужно учитывать природный фактор и урожайность.

Еще один негативный тренд 2021-го, который достался в «наследство» от прошлого года, ‒ задержка в переговорах с МВФ о предоставлении очередного транша кредита. И в государственном бюджете, и в ожиданиях правительства заложены поддержка Фондом украинской экономики. Отсутствие транша будет негативно влиять на настроения инвесторов, бизнеса, будет нести угрозы для стабильности национальной валюты, и, как следствие, сокращать золотовалютные запасы Нацбанка, будет способствовать прогнозам относительно дефолта Украины.

Заряд оптимизма

Несмотря на значительные вызовы, большинство экономистов как внутри Украины, так и специалисты международных компаний прогнозируют постепенное восстановление украинской экономики в 2021 году. Оптимистично настроены и в Кабмине, и в Нацбанке. В общем по итогам 2021-го года в случае постепенного преодоления коронавирусной угрозы, прогнозируется рост украинского ВВП на уровне 3-4%.

Что может способствовать этому? Во-первых, значительные отложенные ожидания бизнеса по восстановлению деловой активности. С одной стороны, запуск правительственных программ по кредитованию предпринимателей может поощрить деловую активность и способствовать восстановлению роста экономики. С другой стороны, последствия такой активности должен четко контролировать Нацбанк, чтобы не выйти за пределы прогнозируемых объемов инфляции в 2021 году.

Во-вторых, поддерживающую роль может сыграть продолжение программы строительства инфраструктурных объектов и привлечение инвестиций посредством приватизации государственных предприятий.

В-третьих, неизвестно, как будут вести себя цены на сырьевых рынках ‒ вероятно, рост мировой экономики может способствовать постепенному росту спроса на сырье. Для украинской экономики это может стать дополнительным стимулом для восстановления и модернизации. С другой стороны, даже в политике протекционизма, Украина может найти свои «плюсы», ведь можно постепенно сосредоточиться на создании полноценного цикла производства готовой продукции на территории собственного государства, одновременно простимулировать внутренний рынок и создать новые рабочие места.

Наконец, «коронавирусный кризис» создал хорошие предпосылки для пересмотра производительности труда и оптимизации многих процессов, что, безусловно, в долгосрочной перспективе может помочь украинской экономике стать более конкурентной. Правда, для этого и правительству, и самим гражданам нужно внедрить еще немалое количество реформ, особенно в сфере упрощения ведения бизнеса, соблюдения законности, защиты и незыблемости права частной собственности.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО