Почти пять месяцев назад детективы Национального антикоррупционного бюро проводили обыски в Окружном административном суде Киева. Тогда они вручили подозрения по делу о создании главой ОАСК Павлом Вовком преступной организации, целью которой был захват власти, а именно установление контроля над Высшим советом правосудия и Высшей квалификационной комиссией судей, а также принятие заказных решений. За это время по делу даже не смогли выбрать меры пресечения, не говоря об отстранении фигурантов от совершения правосудия. Что же с расследованием теперь?
Война в ОГП
17 июля НАБУ получило согласованные заместителем генерального прокурора Андреем Любовичем сообщения о подозрении главе Вовку и судьям ОАСК. На тот момент руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий, который должен согласовывать подозрения, был в отпуске, и поэтому детективам пришлось идти в Офис генпрокурора. Сам Любович, говорят собеседники в органах правопорядка, из-за этой истории потерял должность – попал под сокращение.
Сначала его просто отстранили от расследования, когда ОГП получил от НАБУ проекты ходатайств о получении разрешения на задержание фигурантов дела, заключение под стражу и временное отстранение. После этого ОГП просто игнорировал эти ходатайства. Впоследствии обращение об отстранении согласовали и направили в Высший совет правосудия, но со «старыми» подозрениям, которые вручались заочно.
Однако, остались без ответа ходатайства об аресте Вовка и Ко. Без этих документов детективы НАБУ даже не могли просить Высший антикоррупционный суд взять под стражу подозреваемых или отправить под домашний арест. После окончания отпуска Холодницкого детективы попытались получить его согласие на эти обращения. Но, по информации источников в НАБУ, он сообщил, что это делать «уже поздно». В то же время в комментарии «Слово и дело» Холодницкий не подтвердил эту информацию и сообщил, что никакие ходатайства ему не направляли и по этим вопросам не обращались. Позже, он уволился, оставив НАБУ наедине с ОГП – все ходатайства по судьям (а также другим спецсубъектам, будь то министр, депутат или адвокат) надо согласовывать у генпрокурора Ирины Венедиктовой или ее заместителей.
Поэтому НАБУ попыталось избрать главе и судьям ОАСК меры пресечения, не связанные с ограничением свободы. Детективы просят ВАКС определить подозреваемым залога с возложением обязанностей. Впрочем фигуранты выбрали тактику игнорирования заседаний – трижды Вовк не являлся в суд вместе с другими подозреваемыми. Поэтому НАБУ во второй раз объявило его в розыск, а 27 ноября направило в ОГП проекты ходатайств о разрешении на задержание и арест четырех фигурантов, которые еще должен рассмотреть ВСП. Сейчас ответа от ОГП детективы не получили.
Добавим, что параллельно выяснилась информация о том, что руководство ОГП пыталось сорвать спецоперацию НАБУ по ОАСК. По информации «Цензор.НЕТ», начальник одного из департаментов ОГП пытался давить на прокуроров по делу Вовка и выведать все о предстоящих обысках. Прокуроры сделали аудиозапись этих разговоров, но официально никто эту информацию ни подтвердил, ни опроверг. По данным «Слово и дело», такой разговор действительно имел место.
Все под контролем Вовка
Другим органом, который «играет» на стороне Волка, является ВСП. Сразу после подозрения орган принял решение «об обеспечении авторитета правосудия в связи с информационной кампанией, которая угрожает независимости судебной власти». Именно так ВСП назвал опубликованные пленки ОАСК. По мнению органа, такие действия НАБУ влияют на независимость судебной власти и подрывают авторитет правосудия в целом. С ним, кстати, не согласился пленум Верховного суда. Там считают, что фигуранты пленок использовали свои полномочия не по назначению.
Впоследствии ВСП подтвердил свою позицию и при рассмотрении ходатайств о временном отстранении главы и судей ОАСК. Орган никого из фигурантов не отстранил, а по некоторым вообще установили факт, что они не получили статус подозреваемого. Несмотря на то, что судьям затем повторно лично вручили подозрения. В НАБУ же считают, что отстранить ОАСКовцев помешали связи некоторых членов ВСП с главой суда Вовком. Накануне заседаний бюро продемонстрировало новые записи об этом. Но никто из фигурантов-членов ВСП не взял даже самоотвод, а в удовлетворении заявлений прокурора об отводе – отказали.
Совершенно очевидно, что если руководство ОГП и согласует эти ходатайства о разрешении на арест и задержание главы и судей ОАСК, то ВСП вряд ли положительно их рассмотрит. Но пока у НАБУ нет другого выхода, чем попытаться это сделать. Вовк и в дальнейшем будет игнорировать вызовы – по его мнению, он не является подозреваемым по делу. Детективы уже попытались получить разрешение на принудительный привод главы и судей ОАСК в антикоррупционный суд. Но следственный судья Андрей Бицюк отказал, поскольку он не смог по видео установить, кому именно вручили повестки в суд.
И теперь вся дальнейшая судьба этого дела лежит на руководстве ОГП, на рассмотрении которого находятся ходатайства об аресте Вовка и судей ОАСК. Впрочем, даже если Офис генпрокурора согласует обращения, то ВСП вряд ли «сыграет» на стороне НАБУ. Расследование такого громкого дела о создании преступной организации с целью захвата власти в судейских органах самоуправления и принятие заказных решений проходит в тишине, как со стороны ОГП, так и Офиса президента.
Единственное, на что отреагировали в Офисе президента, так это на петицию о ликвидации ОАСК. Там сказали, что начали консультации по вопросу с ВСП. Да, с тем самым, который пока «играет» на стороне ОАСК.
Олег Новиков, специально для «Слово и дело».
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.