КСУ и госбюджет: чем парламент занимался на неделе

Верховная рада из-за местных выборов и коронавируса у некоторых депутатов целый месяц не собиралась на заседания (за исключением внеочередного 20 октября). За это время в Украине возник конституционный кризис, заболеваемость COVID-19 побила несколько антирекордов, а депутаты просрочили законные сроки принятия госбюджета в первом чтении. Как парламент пытался решить накопившиеся проблемы и какие законопроекты были приняты на неделе – в материале «Слово и дело».

Уже полторы недели топ-тема в Украине – решение Конституционного суда по электронному декларированию. Напомним, КСУ отменил статью Уголовного кодекса об ответственности за неправдивую информацию в декларации, а также признал неконституционными большинство полномочий НАПК.

И президент Владимир Зеленский, и Верховная рада уже внесли свои предложения для урегулирования кризиса. Предложение Зеленского было радикальным: признать решение КСУ таким, которое не создает правовых последствий, вернуть отмененные статьи и прекратить полномочия состава суда. Лидеры парламентских фракций и групп провели в понедельник совещание со спикером Дмитрием Разумковым и выработали компромисс – законопроект «О возобновлении действия отдельных положений закона Украины «О предотвращении коррупции» и Уголовного кодекса Украины», соавтором которого стали 126 народных депутатов. Предложение состоит в том, чтобы вернуть НАПК полномочия, а в УКУ –отмененную статью. После принятия закона еще в течение двух месяцев его доработать.

Парламентский комитет рекомендовал принять законопроект Разумкова, в то же время инициативу президента даже не рассматривали. Кстати, Зеленский к своему законопроекту относится очень ревностно и даже допустил роспуск парламента, если депутаты его не примут: «Если будет политический коллапс, я увижу, что нет поддержки в Раде, а прежде всего в «Слуге народа», потому что понимают, что благодаря мне стали депутатами, но они должны понимать ответственность. Если пойдут в разрез, мы будем выходить из этой ситуации даже таким путем (распустив Верховную раду – ред.)».

Но на этой неделе народные депутаты не смогли рассмотреть компромиссный законопроект: 5 ноября Разумков сообщил, что Александр Дубинский внес альтернативный документ. «Я не буду комментировать это действие, но вы знаете, что Верховная рада не нарушает законы. Мы сегодня не можем рассмотреть этот закон, потому что нет заключения комитета. Я думаю, что мы сейчас сократим сроки и рассмотрим этот законопроект на следующей пленарной неделе с другим пакетом законопроектов, которые также важны для урегулирования этого кризиса», – заявил спикер.

Минимум по КСУ, который народный депутаты выполнили – призвали судей добровольно сложить полномочия. Пока отклика на этот призыв нет. Кроме того, сегодня парламент пытался назначить еще двух судей в Конституционный суд. В состав КСУ по закону входит 18 человек, сейчас их там 15, у Верховной рады была возможность по своей квоте назначить двух судей. Однако предложенные кандидатуры не набрали нужного количества голосов.

20 октября на внеочередном заседании Рада должна была рассмотреть проект госбюджета на 2021 год, по закону это был дедлайн для первого чтения. Но профильный комитет не смог собраться и получилось «давайте уже после местных выборов» – 5 ноября.

В первом чтении проект приняли 275 голосами, 41 депутат голосовал «против», 14 – воздержались. Голоса дали фракция «Слуга народа», «Батькивщина», группы «За майбутнє» и «Довіра», а также внефракционные депутаты.

«Голос» назвал три основные проблемы бюджета на 2021 год: нереалистичный дефицит, завышенные доходы и стремление удовлетворить все пожелания, чтобы получить голоса. Поэтому фракция голосовать не стала. В «Европейской солидарности» назвали проект бюджета нереалистичным. «Доходную часть выполнить априори невозможно. Когда сейчас на 2021-й планируются цифры 2020 года. И это при ожидаемом падении экономики примерно до 7% 2020 года, а мы планируем показатели с учетом, что экономика должна вырасти на 11-12% в 2021-м. Это цифры для того, чтобы исключительно на бумаге обеспечить расходную часть», – сказала Нина Южанина. В «Оппозиционной платформе» считают, что это бюджет «тотальной бедности и отсутствия будущего».

В Украине уже почти 10 тысяч больных коронавирусом. Во вторник депутаты вызвали «на ковер» министра здравоохранения Максима Степанова. «Можно сколько угодно обвинять Министерство здравоохранения, но мы не можем за вас выполнить правила. Только вы сами можете уберечь себя. Только вы можете надеть маску, помыть руки и соблюдать дистанцию», – так Степанов отреагировал на призыв уйти в отставку.

Сегодня, 6 ноября, народные депутаты приняли закон, который предусматривает штрафы за отсутствие масок в общественных местах (зданиях, транспорте). Штраф – от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 170-255 гривен. Как заявляли в Министерстве здравоохранения, правоохранители на месте будут составлять протокол и штрафовать нарушителей.

Во вторник под Радой протестовали предприниматели, которые выступали против введения регистраторов расчетных операций (РРО) для физлиц. Фракции и группы посовещались и внесли в парламент законопроект об отсрочке введения кассового аппарата для малого бизнеса на год. Несмотря на достигнутые договоренности, инициатива набрала только 212 голосов и была отправлена на повторное первое чтение. Голоса дали все политические силы, но недостаточно для положительного решения.

Не все гладко с президентскими инициативами в парламенте. Депутаты отправили на доработку законопроект Зеленского о судебной реформе (при этом ранее его поддержал профильный комитет и Венецианская комиссия, но КСУ признал ряд положений законопроекта неконституционными). Документ предусматривал сокращение количества судей Верховного суда с 200 до 100, сокращение сотрудников Высшей квалификационной комиссии судей с 16 до 12, а также новые основания для увольнения членов ВККС. «За» проголосовали только 22 депутата: «слуги народа», Руслан Стефанчук и Андрей Иванчук из группы «Довіра».

На этой неделе народные депутаты одобрили:

  • антикоррупционную стратегию на 2020-2024 года (в первом чтении). У стратегии пять принципов: оптимизация функций госорганов и устранение их дублирования, цифровая трансформация и открытые данные, удобные и законные сервисы, нетерпимость к коррупции среди населения, неотвратимость наказания.

  • Законопроект об усилении ответственности за ложное минирование (первое чтение). Рада хочет предусмотреть наказание в виде лишения свободы от двух до шести лет, а также конфискацию имущества.

  • Законопроект за усиление ответственности за совершение уголовных преступлений против журналистов (первое чтение). В частности, за угрозы журналистам и их близким, повреждение имущества, причинение побоев, легких, средней тяжести или тяжких телесных повреждений предлагают лишать свободы на срок от 7 до 14 лет.

  • Законопроект о дистанционной работе (первое чтение). Он предусматривает, что ее можно совмещать с офисной, разграничивает понятия дистанционной и надомной. В законопроекте прописана возможность для работника с ребенком в возрасте до 3 лет выполнять работу дистанционно. Работник, который подвергается дискриминации в офисе, может до 2 месяцев работать удаленно.

Напомним, 6 ноября в Верховной раде принял присягу народного депутата Андрей Шараскин, который стал членом фракции «Голос».

Александра Худякова, специально для «Слово и дело»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО