Выбирая местных депутатов, граждане должны помнить и о том, что могут по определенной законом процедурой и отозвать своих избранников. Основанием для таких действий избирателей может стать ряд критериев, которые систематически нарушал выбранный ими депутат.
Правда, с введением 100% пропорциональной системы, окончательную точку в вопросе отзыва депутата должно поставить именно партийное руководство. В этом и заключается основная интрига: право отозвать депутата получили именно избиратели, однако партии могут и не принять соответствующего решения, если по какой-то причине руководство политической силы не пожелает этого делать. Или наоборот – захочет «проучить» за вольнодумство слишком независимых от основной линии партии депутатов.
Интересно и то, что в конце лета нардепы зарегистрировали проект закона, который предусматривает отдельную процедуру отзыва народного депутата-мажоритарщика по народной инициативе. Процедура несколько сложнее, чем в случае отзыва депутатов местных советов. Впрочем, появление такого документа свидетельствует о желании действующих депутатов создать равные для всех избранников условия и действенный механизм отзыва своих коллег-мажоритарщиков уже в нынешнем созыве парламента.
Партийный диктат
Если обратиться к истории этого вопроса, то можно заметить, что в украинских реалиях демократические процедуры почему-то движутся в противоположную от демократии сторону. Ведь даже в Конституции УССР был предусмотрен такой инструмент, как досрочное прекращение полномочий народного депутата.
В 1995 году уже в независимой Украине был принят закон «Об отзыве народного депутата». Но в 2001 году изменения в закон «О статусе народного депутата» окончательно отменили механизм отзыва народных избранников, то есть избрать народного депутата избиратели могли, а вот отозвать его за нарушение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей – нет.
Народные депутаты разных созывов обещали ввести процедуру лишения недобросовестных работников депутатских мандатов, однако сразу забывали об этом, получив депутатский статус.
Несколько иначе сложилась ситуация для депутатов местного уровня: в положениях закона «О местных выборах» детально прописан правовой механизм отзыва местных депутатов по народной инициативе.
Оснований для отзыва местного депутата может быть несколько, например, нарушение Конституции и законов Украины; невыполнение предвыборной программы или своих обязанностей; отсутствие на большей половине пленарных заседаний или заседаний постоянной комиссии и тому подобное.
Лишить безответственного депутата его статуса могут граждане Украины, которые являются избирателями конкретного местного совета. Процедура отзыва депутата местного совета по народной инициативе проходит в несколько этапов.
Избиратели созывают и проводят собрание, на котором принимают решение о начале процедуры отзыва депутата и формируют инициативную группу, которая в дальнейшем будет заниматься сбором подписей.
Сбор подписей за отзыв депутата определяется по формуле: сумма голосов избирателей за все партии, преодолевшие 5%-й барьер, делится на количество депутатских мест в соответствующем совете. На сбор подписей в городах районного значения отводится 10 дней, областного значения – 20 дней.
Следующий шаг – проверка подписей ТИК и принятия ею решения о дальнейшей судьбе народной инициативы. Соответствующее решение ТИК направляется партиям, выдвинувшим на выборах депутатов, которых будут отзывать из совета.
Если партия принимает положительное решение, ТИК объявляет фамилии депутатов, которые заменят отозванных из списка кандидатов в депутаты, сформированного на основе волеизъявления избирателей на предыдущих местных выборах.
При достижении всеми сторонами согласия процедура лишения депутата его статуса может длиться до двух месяцев, но если по каким-то причинам руководство партии не дает своего согласия на отзыв депутата, то народная инициатива реализована не будет, так как ТИК не имеет права лишить депутата мандата без согласования с руководством партии.
Таким образом, окончательное слово будет принадлежать политическим партиям и их руководству, что не обещает избирателям, даже при соблюдении всех процедур, отзыва депутатов. С другой стороны, народную инициативу могут «подогревать» как местные чиновники, так и различные политсилы, которые хотят избавиться от неудобного депутата.
Кроме этого, если раньше из-за нарушения процедуры отзыва депутат мог пойти в суд, то сейчас он вряд ли сможет обжаловать в суде политическую волю.
Тяжелая судьба «мажоритарщика»
Недавно Верховной раде предложили рассмотреть и процедуру отзыва народных депутатов, избранных в парламент в одномандатных мажоритарных избирательных округах. Законопроект по №3972 определяет основания «для отзыва избирателями избранного ими народного депутата Украины по народной инициативе», среди них:
нарушение положений Конституции и законов Украины;
использование полномочий народного депутата в корыстных целях;
нарушение норм депутатской этики и морали;
систематическое невыполнение депутатских обязанностей, определенных Законом Украины «О статусе народного депутата Украины» и Регламентом Верховной рады Украины;
несоответствие практической деятельности депутата основным принципам и положениям его предвыборной программы;
сокрытие собственного имущества и доходов, внесение существенно неточных данных в декларацию относительно имущества и доходов (отклонение в эквиваленте 10 минимальных зарплат и более).
Право инициировать вопрос об отзыве народного депутата Украины принадлежит исключительно избирателям соответствующего избирательного округа. Законопроект определяет подробную процедуру отзыва нардепов-мажоритарщиков.
Процедура отзыва депутата начинается со сборов избирателей округа. Для этого созывается собрание, на котором присутствуют не менее 300 избирателей из соответствующего избирательного округа, и создается инициативная группа. Далее начинается довольно сложная процедура сбора подписей, которая длится 45 дней со дня получения инициативной группой от ЦИК свидетельства о своей регистрации.
Интересно, что для самой процедуры отзыва избиратель в подписном листе должен указать все свои контактные данные, включая номер и серию паспорта. А сам сбор подписей осуществляется во всех населенных пунктах, входящих в соответствующий избирательный округ. Чтобы отозвать нардепа-мажоритарщика, нужно собрать суммарное количество подписей избирателей не меньше, чем количество голосов, отданных на соответствующем избирательном участке за всех его конкурентов, плюс 10 процентов от этого количества. То есть, по сути, речь идет о половине всех избирателей, принявших участие в голосовании на предыдущих выборах.
Если в случае с отзывом депутатов-списочников их судьбу будут определять органы партии, то дальнейшую судьбу «мажоритарщиков» определяют в Центральной избирательной комиссии. Если процедуру отзыва нардепа в ЦИК после соответствующих проверок признают состоявшейся без нарушений, в 5-дневный срок принимается решение о назначении голосования об отзыве народного депутата Украины.
Самое интересное в законопроекте то, что процедура голосования за отзыв нардепа полностью повторяет процедуру избрания. То есть, может проводиться публичная агитация как противниками, так и сторонниками отзыва «мажоритарщика». В этом есть определенная абсурдность, ведь если избиратели округа таки проголосуют за его отзыв, Верховная рада и ЦИК должны снова назначать выборы в данном одномандатном округе. Конечно, финансируется весь этот «праздник демократии» из государственного бюджета.
Правда, сама процедура голосования об отзыве народного депутата, согласно нормам законопроекта, может быть проведена не чаще одного раза в год.
Очевидно, инициируя данный законопроект, нардепы пытаются выполнить одно из обещаний о необходимости усилить ответственность народных избранников-мажоритарщиков за их деятельность или бездеятельность.
Но в то же время о своей ответственности должен помнить и избиратель, чтобы потом не сетовать на бестолковую работу депутатов и не заниматься процедурой отзыва депутата, финансируя ее из своего же кармана.
Предложенный данным законопроектом алгоритм отзыва депутата довольно продолжительный во времени, сложный и фактически требует повторения голосования на мажоритарном округе трижды: во время выборов, отзыва и выборов нового депутата в данном округе. А это не слишком уместно с точки зрения организации самого процесса и его финансирования.
Сложности демократии
Сетуя на деятельность наших избранников, часто вспоминают слова Уинстона Черчилля о том, что плохую власть выбирают хорошие люди, которые не приходят на выборы.
Но стоит сегодня говорить и о тех, кто реализует свое право выбирать: чем руководствуются эти граждане в своем выборе, является ли сознательным и ответственным их решение при выборе будущей власти? Видимо, не законы об отзыве народного депутата должны стать предохранителем неэффективной власти, а изменения в отношении каждого избирателя к своему праву избирать.
Исследования в этой области свидетельствуют о том, что к отзыву депутатов избиратели прибегают крайне редко. Почему-то считается, что роль громады сводится лишь к тому, чтобы прийти на выборы и отдать свой голос. Однако выборами ответственность общества не ограничивается, ведь нужно следить, качественно ли депутаты выполняют свою работу. И быть более внимательными именно к работе народных депутатов Украины, ведь депутаты местных советов выполняют свои представительские обязанности на общественных началах и заработную плату за труд на благо общества они в отличие от нардепов не получают.
Несправедливым кажется еще и тот факт, что возможность отзыва народных депутатов, избранных по партийным спискам, пока что не регулируется отдельными законами, кроме партийной дисциплины и уставов политических сил.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»