Каждый президент Украины мечтает оставить след не только в истории страны, но и в ее Конституции. Начиная с Леонида Кучмы, каждый глава государства предлагал свои изменения в Основной закон, а кое-кто предложил фактически полностью переписать его. «Слово и дело» собрало, как президенты предлагали менять Конституцию Украины.
Леонид Кучма
Первая и неудачная попытка Леонида Кучмы внести изменения в Конституцию Украины была в 2000 году. Вносить изменения решили по результатам всеукраинского референдума, который состоялся 16 апреля 2000 года (это был один из двух референдумов в истории независимой Украины).
На референдум вынесли четыре вопроса:
о праве президента распускать Верховную раду, если в течение месяца не была сформирована коалиция или в течение трех месяцев не был утвержден бюджет («за» – 85,9% украинцев);
лишение народных депутатов неприкосновенности («за» – 90,2% украинцев);
сокращение количества нардепов с 450 до 300 («за» – 91,1%);
введение двухпалатного парламента («за» – 82,9%).
Хотя население поддержало изменения в Конституцию, их не поддержали в Верховной раде – голосов не хватило.
Еще один проект изменений в Конституцию Кучма внес в парламент в июне 2003 года, но отозвал его после того, как народные депутаты направили законопроект в Конституционный суд. Кучма посчитал, что «с правовой точки зрения это вызывает большие сомнения». «При таких условиях даже положительное решение о внесении изменений в Конституцию Украины ставится под серьезную угрозу», – заявил он.
В конце 2004 года в Украине провели первую масштабную конституционную реформу, инициированную президентом Кучмой. Она предусматривала:
преобразование Украины в парламентско-президентскую республику;
увеличение срока полномочий Верховной рады с 4 до 5 лет;
выборы в парламент на пропорциональной основе;
Кабинет министров формируется парламентской коалицией, премьер-министр назначается Радой по представлению президента;
в случае досрочного прекращения полномочий президента его обязанности выполняет спикер Верховной рады.
Виктор Ющенко
У Виктора Ющенко было две провальные попытки внести изменения в Основной закон. В марте 2008 года он предложил внести изменения в закон «О Конституционном суде Украины». Законопроект, в частности, предусматривал, что судей КСУ своим указом назначает президент. Однако инициатива даже не прошла профильный комитет Рады – ее рекомендовали отправить на доработку.
В марте 2009 году Ющенко представил свой вариант Конституции Украины и внес в Верховную раду неотложный законопроект. «Нам нужны действительно судьбоносные изменения. Эти изменения невозможны без системного обновления Конституции Украины. Я хочу, чтобы в нашем государстве возникла Конституция, созданная не под кого-то, не для политиков, а для нашего народа, нашего государства, нашей свободы, нашего прогресса», – заявил Ющенко, выступая в Раде.
Вариант Конституции Ющенко, в частности, предполагал функционирование в Украине двухпалатного парламента (Національні Збори України), который бы состоял из Сената и Палаты депутатов.
Утвердить новую Конституцию Ющенко хотел на всеукраинском референдуме, даже предложил выделить на это 450 млн грн. Однако Верховная рада не захотела отправить изменения в Конституцию в КСУ, голосов не хватило даже, чтобы направить их на доработку – проект был отклонен.
Виктор Янукович
Первое, что произошло после инаугурации Виктора Януковича, – Партия регионов обратилась в Конституционный суд с иском о признании конституционной реформы 2004 года незаконной. В сентябре 2010 года КСУ принял соответствующее решение, и закон о конституционной реформе утратил силу.
Свое решение КСУ объяснил тем, что реформу приняли с нарушением установленной в Конституции процедуры. При этом закон просто отменили, а не оставили решение за Верховной радой. Кстати, в 2014 году правоохранители начали уголовное производство по факту узурпации власти Виктором Януковичем, и по делу проходили шесть судей КСУ, которые приняли незаконное решение об отмене Конституции 2004 года.
Отметим, что в начале 2014 года, после Революции достоинства, Украина вернулась к варианту Конституции 2004 года.
Кроме того, во время своей каденции Янукович инициировал изменения в Конституцию относительно проведения очередных выборов народных депутатов, президента, депутатов Верховной рады Крыма, местной власти. Согласно закону, который Верховная рада одобрила в 2011 году, срок пребывания на всех этих должностях – пять лет.
Также Янукович инициировал расширение полномочий Счетной палаты: закон его авторства предусматривает, что СП будет контролировать не только использование средств государственного бюджета, но и их поступление. Парламент одобрил эти изменения в сентябре 2013 года.
В июле 2013 года Виктор Янукович предложил внести изменения в Конституцию относительно усиления гарантий независимости судей. Законопроект входил в «евроинтеграционный пакет» и предусматривал лишение парламента права назначать и увольнять судей общей юрисдикции на бессрочный срок. Назначать и увольнять судей сможет только президент на основании представления Высшего совета юстиции. Законопроект одобрил Конституционный суд, но вынесли его на голосование в Раду только в июле 2014-го, уже после бегства Януковича. Понятно, что его инициативу отклонили.
Петр Порошенко
Пятый президент Украины был автором значительного количества изменений в Конституцию. Первая его инициатива – изменения в части правосудия, Верховная рада приняла закон в июне 2016 года. Он предусматривает:
создание Высшего совета правосудия, который будет осуществлять отбор судей для всех судов страны;
переаттестация всех судей Украины;
лишение неприкосновенности судей, согласие на их арест будет давать Высший совет правосудия;
трехуровневую судебную систему: суды первой инстанции, апелляция и Верховный суд.
Еще одно важное изменение в Конституцию – закрепление стратегического курса Украины на приобретение полноправного членства Украины в Европейском союзе и НАТО. Соответствующий закон Верховная рада приняла в феврале прошлого года, за месяц до президентских выборов.
Два раза Петр Порошенко пытался провести изменения в Конституцию относительно неприкосновенности народных депутатов. Один его законопроект отклонили, а второй приняли уже фактически по инициативе Владимира Зеленского – он обозначил его как неотложный, а Верховная рада IX созыва проголосовала.
Также Порошенко в рамках декоммунизации предлагал переименовать Днепропетровскую область в Днепровскую. Но народные депутаты не поддержали такой вариант.
Так и не были приняты изменения в Конституцию относительно децентрализации власти, инициированные Порошенко. Он внес законопроект в июле 2015 года, и за весь президентский срок Порошенко решение по нему не было принято. Порошенко предлагал ввести институт префектов вместо глав областных организаций, территорию Украины поделить на громады, дать президенту право на роспуск органов местного самоуправления.
Владимир Зеленский
Нынешний президент Украины тоже намерен значительно перекроить Конституцию. Что касается отмены неприкосновенности нардепов, то здесь Владимир Зеленский не стал «изобретать велосипед» и просто предложил принять законопроект Петра Порошенко. Что Верховная рада и сделала осенью прошлого года.
Также Владимир Зеленский предложил свой вариант изменений в Конституцию относительно децентрализации власти. Законопроект он внес в середине декабря, он предусматривал: введение института префектов (как и у Порошенко), введение нового перечня административно-территориальных единиц (община, округ, область), закрепление права местных жителей на изменение границ и переименование населенных пунктов, закрепление права общины на самоуправление путем выборов и местных референдумов. Инициативу раскритиковали все – от международных организаций до народных депутатов. В итоге в январе было решено, что такая важная реформа требует доработки, и Зеленский свой законопроект отозвал.
Четыре предложения Зеленского об изменениях в Конституцию обрабатываются в комитетах Верховной рады. Так, президент предложил отменить адвокатскую монополию: отменить нормы о том, что исключительно адвокат представляет интересы гражданина в суде. Также Зеленский намерен выполнить «вечное» обещание всех украинских политиков и предоставить народу право законодательной инициативы.
Еще один президентский законопроект предполагает введение уполномоченных Верховной рады, которых депутаты могут назначать для осуществления парламентского контроля над соблюдением Конституции и законов в отдельных сферах. Кстати, Конституционный суд этот законопроект признал неконституционным.
Кроме того, Зеленский предложил сократить количество народных депутатов с 450 до 300. Верховная рада уже предварительно одобрила этот законопроект. Также президент инициировал изменения в Конституцию относительно дополнительных оснований досрочного прекращения полномочий нардепов. Среди дополнительных оснований он предложил предусмотреть «кнопкодавство» и прогулы пленарных заседаний и заседаний комитета.
Напомним, «Слово и дело» проанализировало, как Владимир Зеленский выполняет свои программные обещания.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.