Недооценивать протестный потенциал украинцев – дело очень опасное для любой власти. Последние предупредительные акции против согласования Украиной «формулы Штайнмайера» были первыми массовыми протестами, во время которых люди выразили несогласие с деятельностью команды президента Владимира Зеленского.
Тема войны и мира – непростая для украинцев. А отсутствие достаточной коммуникации с уклонами к «закрытости» в принятии ключевых решений беспокоит немалую часть украинского общества. Можно с уверенностью сказать, что уровень протестности украинцев за последние несколько недель существенно вырос, впрочем, эти данные еще замеряют социологи.
Самое главное, что со стороны новой власти было бы очень грубой ошибкой не учитывать мнение граждан, решивших донести его с помощью акций протеста. И еще большей глупостью была попытка назвать все действия протестующих оплаченными из кармана заинтересованных политиков или олигархов.
На самом деле, новая власть делает все для того, чтобы вывести непростые для коммуникации темы из-под юрисдикции демократических институтов в плоскость протестов на улицах украинских городов. Получив полное преимущество на формирование всех властных полномочий, по давней украинской традиции, не было обеспечено никаких институциональных предохранителей для учета мнений инакомыслящих. И все это на фоне вакуума коммуникации власти как со своими избирателями, так и с собственными оппонентами.
Конечно, любым напряжением в обществе воспользуются другие ловкие политики. Уже сейчас понятно, что последний предохранитель «выпустить пар», которым всегда была Верховная рада как институт внутриполитических переговоров среди различных групп влияния, уже не выполняет своей функции. Поэтому дальнейшие ошибки в коммуникации и бездействие новой власти будут только побуждать к еще большим акциям протестов и беспокойству в обществе.
Действительно ли ситуация такая безнадежная? Как наладить коммуникацию и какими могут быть последствия протестов?
Партнеры поневоле
Пока акции протестов не имеют какого-либо скоординированного центра или четкого политического влияния. Основная масса протестующих на Майдане формировалась за счет внепарламентских «правых» политических партий – ВО «Свобода» и «Национальный корпус», а также менее многочисленного «Правого сектора». Кроме того, значительную часть противников «формулы Штайнмайера» формировали активисты «Европейской солидарности» во главе с их лидером – пятым Президентом Украины, а ныне народным депутатом из одноименной фракции в парламенте Петром Порошенко.
Заметным было также участие партийцев от «Голоса» и внепарламентской «Самопомощи». Однако наиболее организованной движущей силой против мирных инициатив и сближения с Россией остаются организации украинских ветеранов АТО и ООС. Именно они являются тем мобилизующим элементом, который может создать серьезные проблемы для команды Зеленского. И не учитывать реакцию ветеранов было бы очень большой ошибкой новой власти, тем более имея все рычаги и возможности для того, чтобы сотрудничать и опираться в своей деятельности на эту активную часть общества.
Кроме того, как и во времена событий 2013-2014 годов, у нынешней акции протеста будут два движущих крыла: условное «политическое» и более решительное «боевое». Первое формируется в платформу «Движение сопротивления капитуляции», а более радикальное «боевое» крыло готово объявить о создании «Штаба сопротивления капитуляции» и в основном состоит из представителей националистических организаций и ветеранов АТО (ООС).
Внепарламентское поле политических баталий
Было совершенно очевидно, что концентрация власти в руках одной политической силы вызовет обратную цепную реакцию в обществе. Вопрос был лишь в том, что станет отправной точкой для этого процесса, насколько серьезными будут ошибки новой власти в важных для украинцев вопросах.
К тому же, во «внепарламентской семье» осталось такое большое количество политических партий, желающих снова влиять на государственные процессы, что усиление конкуренции было лишь вопросом времени. Интересно и то, что именно при содействии фракции «Слуга народа» была отменена норма о финансировании политических партий, которые получили более 2% голосов избирателей, но не преодолели 5% проходного барьера. Поэтому оснований для «партийного бунта» достаточно.
Пока триггером стала ситуация с решением конфликта на Донбассе, но это лишь верхушка айсберга возможных причин для протестов. Есть еще ряд чувствительных тем – таких как рынок земли, статус русского языка, формирования тарифов и возникновения различных социально-экономических проблем. За каждую из этих проблемных тем может взяться любая оппозиционная партия или движение, которые имеют хотя бы 1-2% поддержки в обществе. А с малых ручейков может сложиться мощное по своей силе протестное движение.
Оппозиционные партии выражают идеи по распространению и масштабированию протестов уже 14 октября – это очень символический день, во время которого украинцы отмечают целый ряд праздников. Среди них недавно введенный на официальном уровне День защитника Украины.
Интересно то, что контролировать внепарламентское протестное движение крайне трудно. Это то поле деятельности, с которым еще не сталкивался новый президент и его команда. К тому же, советники Владимира Зеленского пока пытаются изобразить совсем другую картинку для своего шефа, что, безусловно, будет иметь серьезные политические последствия.
Работа над ошибками
Очевидно, для полноценной коммуникации с протестным движением одних только видеообращений недостаточно. Нужно не бояться выйти к народу и искренне рассказать о своих намерениях – это должно иметь куда больший медийный эффект, чем не слишком убедительные обвинения в организации подкупа митингующих.
Еще лучше было бы публично поговорить со всеми возможными стейкхолдерами протестов – не только с политиками, а скорее с теми слоями и социальными группами, на которые опирается протест. Это прежде всего ветераны, волонтеры и лидеры мнений. При этом «кабинетная» коммуникация, которую недавно продемонстрировал советник президента Андрей Ермак, для таких целей не подходит.
Более того, если новая власть действительно еще совсем недавно опиралась на огромное количество своих сторонников, то у нее есть все возможности вынести общественно важные вопросы на всенародное обсуждение. Это может быть и референдум, и плебисцит. По крайней мере это было бы прекрасной возможностью получить фидбэк от общества и попробовать прокоммуницировать сложные вопросы. Более того, однозначно снизило бы градус напряжения в обществе.
Однако пока Офис президента продолжает придерживаться откровенной кулуарности в принятии решений, что еще больше дискредитирует и поддержку самого Владимира Зеленского, и, что более важно, демократические институты транспарентности и понятности в принятии государственных решений.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»