В партийном фокусе: что изменит новый Избирательный кодекс

Александр Радчукполитолог

Народные депутаты наконец приняли долгожданный Избирательный кодекс. Проект Избирательного кодекса №3112-1 прошел первое чтение еще в ноябре 2017 года. К этому времени эпопея с изменением избирательного законодательства в части избрания депутатов продолжалась более 15 лет.

Основная дискуссия касалась роли партий и возможности избирать народных депутатов по 100% пропорциональной системе и открытым спискам. Новый Избирательный кодекс отменяет мажоритарную составляющую и вводит пропорциональную систему с открытыми списками.

В общем, Кодекс – объединение пяти документов: закона о выборах президента, народных депутатов, местных выборов, о ЦИК и о государственном реестре избирателей.

Теперь, чтобы принятый Радой закон вступил в действие, его должен подписать президент. На Банковой уже заявили, что должны тщательно все взвесить перед тем, как подписать документ, ведь он был принят якобы с нарушением регламента (17 переголосований), а кроме того, народные депутаты и руководство парламента 8-го созыва фактически проигнорировали законопроект об изменениях в избирательное законодательство, который подавал уже новоизбранный глава государства. Поэтому теоретически президент может наложить на принятый закон вето.

Коллизия со сроками

Эксперты отмечают интересную коллизию, связанную со сроками начала действия Избирательного кодекса. В случае подписания президентом новый Кодекс начнет действовать с 1 декабря 2023 года. То есть по факту по новому законодательству украинцы будут выбирать следующую Верховную Раду в конце 2023 года. Но и эта дата не является окончательной.

Юристы указывают на то, что ситуация может измениться, ведь нардепы сейчас заложили мину замедленного действия и без внесения изменений или разъяснений Конституционного суда ситуацию не разрулить.

В чем проблема? Дело в том, что досрочно распустив парламент, президент автоматически сократил и срок полномочий следующего. Ведь после выборов 21 июля и установления результатов новая Рада сможет начать свои полномочия не раньше 5 сентября этого года. То есть по плану очередные выборы ВР состоятся не в 2024-м, как это должно было быть до роспуска парламента, а уже в конце 2023 года, то есть по завершении 5-го срока полномочий.

Возникает правовая коллизия, ведь в 2023 году выборы могут состояться при старой смешанной системе. Более того, еще неизвестно, не распустит ли президент Раду раньше этого срока и не будет ли внеочередных выборов, например, в 2021 году? Все досрочные выборы также будут прходить по старым правилам. То есть старые схемы снова будут в действии.

Роль партий

Так или иначе, но Избирательный кодекс в целом меняет всю архитектуру политических отношений в государстве. Прежде всего в системе «партии-избиратели». Согласно новому Кодексу, партии должны стать теми определяющими центрами изменений, откуда и будет формироваться политическая повестка дня.

Как будет работать система? Предусмотрено, что избирательные списки будут формироваться партиями, но кого именно от нее выбирать в парламент, будут определять сами избиратели по округам. Партии будут формировать списки по 27 региональным избирательным округам. Преимущественно избирательные округа территориально будут совпадать с областями, кроме Киева и Днепропетровской области, которые поделят на 2 округа.

То есть в бюллетене будет всего 2 строки, за которые может отдать свой голос гражданин – определить свои предпочтения к самой партии и проголосовать за фамилию кандидата от нее.

Съезды партий будут определять списки кандидатов, могут проводить конкурсы – открытые праймериз среди своих партийцев, отзывать кандидатов из списка и владеть другими методами воздействия. Таким образом, партии станут реальными центрами влияния, а их лидеры будут участвовать в выборах на общих основаниях вместе с другими кандидатами, то есть им тоже нужно будет бороться за голоса избирателей в округах, конкурируя со своими однопартийцами.

Чего не учли?

Основное изменение, которого ожидали от нового Избирательного кодекса, – снижение избирательного барьера – так и не было внесено. Партиям и в дальнейшем придется преодолевать довольно высокую избирательную планку в 5%.

Но это еще не все, что следовало бы учесть при принятии нового Избирательного кодекса.

Прежде всего, речь идет о наведении порядка с регистрацией партий. Сейчас их зарегистрировано более 350, а реальное участие в политической жизни ведут едва ли 20-30 партий. Остальные – это политические «заготовки» для продажи учредительных документов. И данный вопрос наконец нужно решить раз и навсегда на государственном уровне, введя более жесткие юридические требования к регистрации и функционированию партий.

Эксперты также отмечают необходимость полного запрета или максимального ограничения политической рекламы, чтобы уравнять стартовые возможности для агитации для различных по финансовым возможностям кандидатов. Ведь округа отныне будут достаточно большими, поэтому и расходы каждого из кандидатов на рекламу и агитацию возрастут. Для кого-то они будут неподъемны, для других – вполне допустимы. Именно поэтому стоит уделить данному вопросу особое внимание – возможно, придется вносить изменения уже в новый Избирательный кодекс.

Отдельно стоило бы учесть изменения, касающиеся упрощения системы регистрации избирательного адреса для граждан внутри страны – прежде всего, для переселенцев. Здесь отдельно стоит выделить факт, что с изменением избирательной системы переселенцы уже не дискриминированы в части голосования за кандидатов-мажоритарщиков. Впрочем, система нуждается в дополнительном совершенствовании.

Стоит также учесть переходный период, который потребуется Центральной избирательной комиссии, чтобы наладить работу уже по новым избирательным правилам. А это и организационная, и информационная составляющие, которые придется доносить до избирателей.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО