За две недели до первого тура выборов куда-то подевалась Юлия Владимировна. То, что не мельтешит Владимир Зеленский, гарантировав себе выход во второй тур, это понятно, его фишки пойдут в полный ход в апреле. Всюду только и новостей, что от Порошенко и о Порошенко: президент всячески пытается погасить пожар вокруг «оборонки» и увернуться от злых молодых людей, преследующих его на митингах. Казалось, самое время Тимошенко действовать активно, добивая ослабевшего конкурента, но она пока проявляет непонятную нерешительность.
Поспешным и откровенно неудачным ходом было громкое, с расчетом на колоссальный резонанс, заявление о начале процедуры импичмента «вместе с другими фракциями», поскольку в действиях президента якобы имеются признаки государственной измены. Ничто так красочно не свидетельствует о бессилии, как угроза, которая не может быть осуществлена. Никакими другими фракциями мертворожденная инициатива, конечно, поддержана не была и осталась еще одним пустым обещанием главы «Батькивщины», подчеркивая фирменный стиль и соответствующий образ, от которого Тимошенко не удается избавиться.
Рассчитывать на то, что обойти Порошенко получится исключительно за счет его собственных ошибок и усилий вольных или невольных союзников Юлии Владимировны, вроде Арсена Авакова, опрометчиво и рискованно. Президент-то, может, чего-то и не доберет, но откуда у нее возьмется уверенный запас голосов, чтобы 31 марта безоговорочно выйти на второе место?
Впрочем, какое второе место! Сергей Соболев презентовал результаты грандиозного якобы соцопроса, в котором якобы приняло участие якобы два с половиной миллиона человек. Партийным агитаторам «Батькивщины», обошедшим по всей стране тысячи квартир и домов, удалось выяснить, что в первом туре – вот удивительно, да? – побеждает Юлия Тимошенко с результатом 31,68%, у Владимира Зеленского вторая позиция – 20,96%, а Петр Порошенко со своими 15,8% остается за пределами президентской гонки. Оцените точность. Во втором туре Юля тоже легко, как герой в гонконгском боевике, расправляется и с молодым соперником, и с тем, что постарше. У ведущих опросных компаний Украины, указал Соболев, выборка обычно составляет каких-то полторы-две тысячи человек, а здесь счет на миллионы. Понятно же, чьи результаты заслуживают большего доверия.
Можете даже не сомневаться, что в штабе Тимошенко работают грамотные и опытные люди, которые замечательно разбираются в электоральной социологии, и когда важно получить точную карту социальных настроений и предпочтений, они обращаются в те самые «нехорошие» опросные компании. А избирателям можно впарить и чушь, сляпанную собственными агитаторами на коленке в сельском клубе. Кстати, не факт, что и до клуба дело дошло, ради такого дела не было смысла выбираться за пределы Туровской. Впрочем, псевдоопросы широко используются именно в полевой агитационной работе, чтобы прощупать избирателей: на откровенных пропагандистов и собак спустить могут, к «социологам» отношение помягче. Только вот клепать и публиковать обобщающие результаты, выдавая их за истинные настроения народа, пока никому не приходило в голову, чувствуется «Новый курс».
В штабе Тимошенко, с одной стороны, пытаются таким образом показать, что у них все нет так плохо, как стало многим казаться, она по-прежнему лидер гонки, и не спешите делать ставку на прочих. С другой, на всякий пожарный готовят общественное мнение к мысли, что заслуженную победу у Юлии Владимировны подло забрали. Это уже само по себе сложная ментальная раскоряка, но главное, конечно, в том, что избирателя явно держат за недалекого и наивного невежду или, как чаще говорят, за лоха. Даже если значительная часть потенциального электората Юлии Тимошенко подпадает под эту категорию, демонстративная эксплуатация этого обстоятельства оскорбительна для людей. Для кого-то оскорбление очевидно, кто-то его, скорей, ощутит, чем осознает. Именно в собственном презрительном неуважении к народу будет состоять главная причина поражения, не нужно винить никого.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.