Следующий год в политической жизни Украины может стать одним из самых непредсказуемых. Дело не только во внешних факторах, которые постоянно влияют на украинскую политику, но и в существенной деформации общественных процессов.
Наиболее непредсказуемой ситуация может быть с президентскими выборами. От их итогов и определения победителя будут зависеть и следующие по очереди парламентские выборы. И, конечно, изменения в исполнительной власти.
Эксперты в один голос утверждают: такого непредсказуемого по своим конечным результатам избирательного года в Украине еще не было. Учитывая, что они будут проходить на фоне военного конфликта на Донбассе и постоянной угрозы эскалации со стороны РФ, неожиданностей, похоже, не избежать.
Ключевыми внутренними факторами, которые будут влиять на избирательные процессы 2019 года, являются рекордный уровень недоверия как к институтам власти, так и к ключевым политическим игрокам, растущий уровень трудовой миграции украинцев за границу и постоянная угроза полномасштабной войны со стороны России. Еще два серьезных фактора – продолжение выхода Украины из экономической рецессии и децентрализация.
Именно недавние выборы в территориальных громадах определили новый тренд – местные политики получают доверие избирателей не за счет какого-то конкретного партийного бренда, а ориентируются исключительно на нужды конкретной громады, собственную узнаваемость и авторитет. И это еще одна тенденция, которая свидетельствует о необходимости существенного пересмотра избирательных «правил игры» на общенациональном уровне. К сожалению, с 2014 года народные депутаты так и не смогли завершить избирательную реформу – скорее всего, в октябре 2019-го украинцы будут выбирать парламент по старой смешанной системе.
Попробуем спрогнозировать варианты развития событий в 2019 году согласно изменениям в трех ключевых центрах влияния на власть – на президентском, парламентском и исполнительном уровнях.
Президент
Главная интрига в смене президента Украины заключается в отсутствии единого лидера гонки. В отличие от 2014 года, выиграть выборы в один тур не удастся ни одному кандидату.
А вот претендентов на второй тур хоть отбавляй. Похоже, единственным из политиков, кто «забронировал» себе место на выход во второй тур выборов, является лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко. Ее рейтинги росли весь 2018 год, хотя редко пересекали отметку в 15% поддержки опрошенных социологами респондентов.
А вот в лагере ее возможных противников полная неопределенность. Сейчас на определение кандидата во втором туре влияет ряд факторов, среди которых – возможность баллотирования на пост главы государства певца Святослава Вакарчука и шоумена Владимира Зеленского. Эти два «черных лебедя» предстоящих президентских выборов могут существенно повлиять на расклад сил накануне кампании. Впрочем, среди политиков наиболее вероятным конкурентом Юлии Тимошенко является действующий президент Петр Порошенко.
В общем, результаты выборов президента не только определят судьбу будущих парламентских выборов. От имени будущего президента будут зависеть возможные изменения в исполнительной власти, внутренней и внешней политике. Причем сохраняется возможность эскалации конфликта на востоке Украины в случае, если Петр Порошенко во второй раз займет пост главы государства. В Кремле уже дали понять, что не желают ни о чем договариваться напрямую с действующим президентом и надеются на смену политических элит именно во время президентских выборов.
Кроме того, рекордное количество кандидатов, которые собираются принять участие в президентской кампании, свидетельствует о желании политиков во что бы то ни стало заявить о себе накануне парламентских выборов. Воспользоваться таким «политическим трамплином» стремятся как можно больше кандидатов, что в очередной раз свидетельствует о значительном запросе в обществе на появление альтернативных политиков.
Верховная Рада
Наиболее интересные процессы в 2019 году будут происходить в Верховной Раде 8-го созыва. После президентских выборов, второй тур которых пройдет в апреле 2019-го, неизбежным будет полный коллапс деятельности парламента – кто бы ни стал новым президентом. Рассмотрим два базовых сценария – в случае, если президентом станет Юлия Тимошенко и если Петр Порошенко таки одержит победу на второй срок президентской каденции.
В нынешней Верховной Раде у Юлии Тимошенко крайне неудобные позиции. У нее одна из самых маленьких фракций, которая пока мало влияет на процессы в парламенте. Поэтому ключевой задачей для нового президента может стать роспуск действующего парламента и скорейшее проведение выборов в Раду. Зато, даже проиграв президентские выборы, Петр Порошенко, скорее всего, сохранит за собой большинство в парламенте. В этой конфигурации будет интересно наблюдать, как поведут себя часть фракции «Оппозиционного блока», Радикальная партия Олега Ляшко и «Самопомич». Непременно в решающей позиции окажутся и нардепы из «Народного фронта» – у них крайне низкие рейтинги, чтобы снова попасть в следующий парламент, но пока вторая по численности фракция.
Наконец, решающую позицию при таком раскладе событий может занять действующий премьер-министр Владимир Гройсман. Возможно, именно он, а не Петр Порошенко, определит будущую судьбу парламента и расклад сил при президентстве Юлии Тимошенко. Дело в том, что последней в случае победы нужно будет показать своему избирателю быстрые результаты, ведь речь идет о необходимости увеличения своего присутствия в следующем созыве парламента. А без инструментов в исполнительной власти сделать это Юлии Владимировне будет крайне трудно. Времена «войны» между Администрацией президента и Кабмином – по аналогии 2008-2009 годов – могут показаться детскими шалостями.
Если президентом во второй раз станет Петр Порошенко, ему также будет крайне трудно удержать свое влияние на будущих парламентских выборах. Скорее всего, он потеряет почти половину от нынешней численности своей фракции, а в Верховной Раде, кроме грозного оппонента в виде «Батькивщины», появится еще ряд политических сил, которые вряд ли будут играть в команде Петра Алексеевича. Опять же, определяющей будет «карта Гройсмана» – от его позиции будут зависеть и результаты выборов БПП на предстоящих выборах. Так что ссориться с действующим главой Кабмина не стоит ни одному из вероятных победителей президентской кампании.
Кабинет министров
Сейчас именно Кабинет министров, несмотря на то, что это орган исполнительной власти, выглядит неким «островком стабильности» в водовороте политических баталий 2019 года. На самом деле, кто бы ни стал президентом, избавиться от действующего правительства будет крайне трудно.
Причин несколько. Во-первых, со сменой президента действующая конфигурация большинства в Верховной Раде сохранится – найти достаточное количество голосов для отставки правительства сразу будет трудно. Правда, с приближением парламентских выборов соблазн сделать это будет только расти.
Во-вторых, даже уволив правительство (хотя и технологически, и чисто с политической логики сделать это будет проблематично), найти голоса для нового состава Кабмина в Верховной Раде 8-го созыва будет почти невозможно. Предположим, что президентом станет Юлия Тимошенко и ей удастся инициировать отставку действующего Кабинета министров. Кто будет кандидатом на премьерство? Фантастический вариант – «Батькивщине» удастся уговорить «Народный фронт» «сыграть в коалицию» вместе с другими политическими силами. И даже на меньшее, чем на премьер-министра Арсения Яценюка, фракция НФ не согласится. Конечно, подобные предположения могут лечь в основу замечательной книги о политическом фэнтези, однако в здоровую логику процессов не укладываются.
В-третьих, если президентом останется Петр Порошенко, то ни он, ни действующий премьер-министр Владимир Гройсман не будут что-либо кому-то доказывать как минимум до проведения парламентских выборов в конце года. Поэтому, скорее всего, в 2019 году изменения в составе правительстве возможны лишь точечные – в случае, если кто-то из министров уйдет в отставку сам, или по другим причинам.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»