Ни одна из избирательных гонок в Украине не проходила без такого явления, как «грязные» политические технологии. Разница была лишь в масштабах их распространения и влияния на конечный результат. Наиболее очевидная технология – неожиданное появление в СМИ информации о пикантных подробностях личной жизни политика, его «темных» страниц в биографии или любых коррупционных действий.
Часто политики или кандидаты в президенты бессознательно сами попадают в опасные для своего имиджа ситуации – причиной могут стать определенные черты характера, увлечения или просто очень привлекательные искушения. Политтехнологи могут не только использовать не слишком привлекательную информацию в ущерб политику, но также добыть компрометирующую информацию о его коллегах, близких, родственниках, детях.
В чем ценность компромата? В его стоимости и скорости эффекта. Избиратели, услышав «грязную» информацию о кандидате, могут на эмоциях быстро изменить свое мнение. Кроме того, изготовить или достать компромат часто дешевле, чем выстраивать и реализовывать сложные информационные стратегии.
Политологи прогнозируют, что во время следующей предвыборной кампании на пост президента выбросы компромата будут происходить постоянно. Почему? Этому будут способствовать два обстоятельства.
Во-первых, мы наблюдаем очень малый разрыв между рейтингами кандидатов. Любой компромат имеет мощное эмоциональное воздействие на избирателей, а значит, противник почувствует серьезный электоральный удар. По последним данным опроса Социологической группы «Рейтинг», пока лучший результат среди кандидатов в президенты демонстрирует Юлия Тимошенко. Но отрыв от остальных политиков составляет около 4-5%. А самое интересное, что разрыв между остальными кандидатами вообще находится в пределах социологической погрешности.
Во-вторых, украинцы очень не доверяют почти всем политикам, которые уже заявили о своем походе на пост президента. Благодаря высоким антирейтингам некоторых кандидатов компромат на них будет восприниматься обществом более естественно.
Откуда ожидать самых дерзких атак?
Дело Манафорта и «амбарная книга» Партии регионов
В США в Вирджинии продолжается рассмотрение в суде дела о возможном вмешательстве России в выборы американского президента в 2016 году. Одна из «ниточек» – экс-глава избирательной кампании Дональда Трампа Пол Манафорт. Он же по совместительству много лет консультировал Партию регионов и помогал Виктору Януковичу стать президентом в 2010 году.
Подробности, возникающие в связи с допросом свидетелей о возможной причастности Пола Манафорта к противозаконным действиям, которые позволили иностранному государству вмешаться в избирательный процесс в США, иногда касаются и очень интересных эпизодов его взаимосвязей с украинскими политиками.
На днях один из бизнес-партнеров Манафорта Ричард Гейтс давал показания в суде, в которых рассказал о том, что к услугам американского политконсультанта обращался не только Виктор Янукович. Мол, и действующий президент Петр Порошенко также пытался воспользоваться советами Пола Манафорта. Один из соратников действующего президента действительно подтвердил факт подобных переговоров, однако отметил, что дальше одной встречи сотрудничество не распространилось.
Впрочем, это не значит, что уже в ближайшем будущем во время судебного процесса в США не возникнут новые компрометирующие подробности об украинских политиках. Тем более что в сентябре ожидается начало еще одного судебного процесса уже в округе Колумбия, во время которого будут рассматривать больше политических аспектов возможного вмешательства России в выборы США.
Не следует забывать, что есть и еще один источник возможного компромата, который еще недостаточно раскрыл свой потенциал. Речь идет о так называемой «амбарной книге» Партии регионов – фактически, записи «черной бухгалтерии», которую вели в этой партии во время своей деятельности. Некоторая информация из этого источника может обнаружить вполне коррупционные факты в деятельности как бывших, так и нынешних политиков или чиновников. Кто, как и против кого использует этот компромат, пока остается только гадать.
Неприятные упоминания о событиях 2014-го
Еще больше вопросов возникает об участии многих из нынешних политиков в событиях Евромайдана и Революции Достоинства. Источником компромата здесь могут быть подробности расследования дела о расстреле протестующих в феврале 2014 года на улице Институтской. Общество уже давно беспокоит факт отсутствия наказанных за это страшное преступление и очень вялый ход расследований. Особенно, если вспомнить, что и ГПУ, и МВД уже долгое время возглавляют политики, которые активно участвовали в событиях четырехлетней давности.
Еще больше компрометирующих подробностей может возникнуть относительно бездеятельности власти в вопросе обороны Крыма. Например, еще в 2016 году СНБО рассекретил стенограмму заседания от 28 февраля 2014 года, на котором рассматривался вопрос аннексии Крыма. Именно тогда стало известно о противоречивой позиции лидера «Батькивщины», а ныне одного из самых рейтинговых кандидатов в президенты – Юлии Тимошенко. Во время тогдашнего заседания СНБО она выразила позицию о невмешательстве в ситуацию с аннексией полуострова – мол, никакого вооруженного сопротивления оказывать не стоит, а военное положение вводить рано.
Так же плохую шутку может сыграть с рейтингами действующего президента Петра Порошенко компрометирующие данные относительно принятых решений во время так называемого «Иловайского котла», а также вывода украинских войск из Дебальцево. Журналисты уже упоминали деятельность действующего президента во время летних боев за Иловайск – мол, в это время президент занимался не только государственными делами, но и параллельно решал судьбу собственного бизнеса. Подобная информация очень существенно повлияла на рейтинги Петра Порошенко, как и более известное расследование его дорогостоящем отдыхе на Мальдивах.
Российский след
Кремль точно попытается использовать президентские выборы в Украине в собственных интересах. Задачи две – дестабилизация ситуации и попытка провести во второй тур выборов «пророссийского» кандидата. И если с последним заданием могут возникнуть существенные трудности, то с дестабилизацией – как в публичном поле, так и с помощью различных экстремистских по своей сути действий – российские спецслужбы справляются очень хорошо.
К сожалению, события последних лет зафиксировали то, что иностранные спецслужбы вполне свободно чувствуют себя на украинской территории. Кроме того, с учетом этого фактора, в «грязных» целях можно ожидать и использования собственных спецслужб в борьбе за самый высокий пост в стране. Конечно, это себе могут позволить те кандидаты, которые имеют влияние на специфические правоохранительные органы или заранее позаботились о создании собственных парамилитарных структур.
Тем не менее основным источником компромата на украинских политиков, который сейчас есть в руках Кремля, являются свидетельства бывшего президента Виктора Януковича. Вполне вероятно, что во время дальнейшего судебного процесса над ним мы услышим определенные компрометирующие данные на тех кандидатов в президенты, которых Кремль не желал бы видеть в лидерах гонки.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дела»