В конце апреля этого года Конституционный суд Украины признал неконституционным закон о всеукраинском референдуме, принятый Верховной Радой 7-го созыва в ноябре 2012 года.
КС долго принимал решение. Соответствующее представление 57 народных депутатов было направлено еще 1 декабря 2014 года. Фактически, все это время украинцы чисто теоретически могли бы пользоваться старым законом для процедуры инициации референдума.
Однако теперь у граждан вообще нет возможностей для проведения подобного рода процедуры прямой демократии для принятия судьбоносных для страны решений. В конце концов, сам закон 2012 года был настолько манипулятивным и опасным в этом плане, что проводить любой референдум означало начало масштабной авантюры с непредсказуемыми последствиями.
Впрочем, по крайней мере до решения КС существовала определенная процедура, при которой можно было бы инициировать референдум. Парадокс заключается в том, что после принятия закона «О всеукраинском референдуме» утратил силу предыдущий «О всеукраинском и местных референдумах», то есть предыдущий состав парламента лишил украинцев еще и права на проведение местных референдумов.
Поэтому сейчас речь идет не только о новом законе о проведении всеукраинского референдума, но и о создании нового законодательства в вопросе местных референдумов. Конечно, есть много проблемных моментов относительно проведения местных опросов, учитывая ситуацию с военной агрессией в государстве. Но пока нынешние парламентарии не слишком спешат в вопросе разработки нового законодательства о референдумах, отложив этот вопрос на неопределенный срок.
Еще в июне 2015 года в парламенте был зарегистрирован законопроект №2145а, в котором изложена процедура подготовки и проведения всеукраинского референдума в соответствии с требованиями Конституции и с учетом рекомендаций Венецианской комиссии. Впрочем, документ после трех лет с момента регистрации, безусловно, нуждается в доработке. Поэтому даже при благоприятных обстоятельствах народные депутаты могут начать работу над ним не раньше осени этого года.
Фактор политики
Тему референдума, несмотря на фактическое отсутствие законной процедуры его инициации и проведения, используют в своей риторике почти все рейтинговые политики.
Так, партия «Батькивщина» и Юлия Тимошенко весь 2017 год занимались подготовкой к проведению всеукраинского референдума о запрете на продажу сельскохозяйственной земли. «Батькивщина» развернула по всей стране систему создания инициативных групп для проведения референдума, сбора трех миллионов подписей, а также планирует объединиться с Ассоциацией фермеров и аграриев. Мы будем бороться за то, чтобы земля не стала товаром», – рассказала о своих политических планах Юлия Тимошенко. Впрочем, пока эта тема зашла в тупик.
Осенью 2017 года об инициативе созвать референдум по вступлению Украины в НАТО и ЕС заявил президент Петр Порошенко. «Я не исключаю, что инициирую в положенное время соответствующий референдум, чтобы продемонстрировать волю украинского народа. Всем – и нашим друзьям, и агрессивному соседу, и всем украинским политикам, чтобы при любых политических раскладах никому из них не захотелось ревизовать этот курс и ввести в заблуждение», – заявил президент.
Вплотную к попытке провести всеукраинский референдум в 2013 году, накануне событий Революции Достоинства, подошла КПУ. Тогдашний ее лидер и экс-народный депутат Петр Симоненко хотел воспользоваться опцией референдума для того, чтобы спросить у украинцев, какой именно вектор развития они выбирают – ассоциацию с ЕС или Таможенный союз с Россией. Несмотря на искусственную борьбу КПУ с судами и якобы запретом агитировать или собирать подписи, Симоненко и его соратники были настроены решительно. Пока тогдашняя власть под эгидой Партии регионов и президента Виктора Януковича вроде бы не сомневалась в выбранном курсе на евроинтеграцию, именно коммунисты проводили наиболее последовательную агитационную работу со своими избирателями. Было ли это направлено на консолидацию электората самой КПУ, или же удобным прикрытием для коварных намерений тогдашних «регионалов» резко изменить курс на пророссийский, до сих пор остается загадкой.
Неконституционный закон
Пока о проведении любого референдума до принятия нового закона можно забыть. Конституционный суд действительно вынес справедливое решение, ведь документ позволял изменять Конституцию Украины в обход парламента.
Кроме того, документ мог стать инструментом узурпации власти, ведь собрать необходимое количество людей для инициативной группы и сбора 3 миллионов подписей было возможно только благодаря мощному административному ресурсу.
Более того, закон 2012 года предусматривал возможность принятия новой Конституции, что прямо противоречит нормам действующего Основного закона. А еще непонятно, кто и как должен написать текст новой Конституции, что ставит под сомнение его конституционность. В конце концов, по закону, инициативная группа – а это 2 тысячи человек – должна собраться в одном помещении, однако в таком, которое не имеет отношения к государственным учреждениям. Само наличие таких помещений – это вызов и поле для манипуляций в случае попытки инициировать всеукраинский референдум.
В общем, в тех обстоятельствах, в которых оказалась Украина, говорить о волеизъявлении путем референдума действительно опасно. Однако это не означает, что в демократическом государстве может вообще отсутствовать подобная опция. Поэтому самое время задуматься над тем, чтобы привести в соответствие украинское законодательство цивилизованным нормам. К слову, не во всех государствах, даже демократических, существует совершенная процедура проведения общенациональных референдумов. Правда, есть много других возможностей – такие, как процедура отзыва депутатов, импичмент, местные опросы и плебисциты, и в общем эффективная система сдержек и противовесов.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»