Пока рейтинги действующего президента Петра Порошенко держались на относительно высоких отметках, его политическим партнерам было комфортно вместе делить властный Олимп. Теперь же почти все социологические исследования фиксируют падение рейтингов как действующего президента, так и оппозиционных политиков. На повестке дня запрос общества на «новые лица», недостаток доверия создает спрос, который постепенно формирует предложение на политическом рынке.
И уже сейчас понятно, что не только оппозиционные политики будут предлагать свои кандидатуры в качестве альтернативных на предстоящих президентских выборах. Угасает и идея о создании единой большой партии на базе БПП и «Народного фронта», которая должна была сцементировать почву для баллотирования на второй срок Петра Порошенко.
Все очевиднее, что до сих пор действующий статус-кво парламентского большинства будет использован не в пользу рейтингов одного политика. Под этой призрачной конструкцией растут все новые и новые политические амбиции, которые могут аккумулировать достаточный ресурс для качественного конкурентного сопротивления действующему президенту в до сих пор единой провластной команде. Хотя тезис о единстве в украинской политике – очень сомнительная вещь.
Петр Порошенко, хотя и имеет шанс на изменения в политической конфигурации, все чаще повторяет ошибки своих предшественников. От кого стоит ждать самых больших неожиданностей и кто может существенно подточить планы правящей команды в формате выдвижения единого кандидата на президентских выборах в 2019 году?
Не первый, но и не второй
Наиболее взвешенно среди провластных политиков о своих лидерских амбициях в очередной раз заявляет министр внутренних дел Арсен Аваков. Именно он в одном из своих недавних интервью прямо поставил под сомнение вопрос выдвижения единым кандидатом в президенты от БПП и «Народного фронта» Петра Порошенко. Мол, он может быть реальным кандидатом, но точно не единственным. К тому же, по словам Арсена Авакова, стоит вообще больше говорить о парламентской республике, чтобы политики меньше соревновались за пост президента в государстве.
Арсен Аваков – одна из ключевых политических фигур «Народного фронта». Министерство внутренних дел он возглавляет с февраля 2014 года. И это уже третье правительство подряд, в котором Аваков прочно удерживает свои позиции. Пока одни политики делали ставку на спонсоров и получения дополнительных электоральных баллов, действующий глава МВД в поиске собственного политического фундамента сделал ставку на силовиков. Во-первых, он откровенно признает, что был вынужден оставить большую часть расформированных ранее спецслужащих в рамках новых силовых структур. Кроме того, ему удалось обуздать строптивые добробаты и на основе одного из самых влиятельных – «Азова» – создать отдельный полк в Национальной гвардии. Беспроигрышная тактика.
К тому же «Азов» в течение последних двух лет трансформировался из добровольческой и силовой структуры в мощное партийное движение, которое возглавил внефракционный народный депутат Андрей Билецкий. Партия «Национальный корпус», которую возглавляет нардеп, на самом деле изо всех сил пытается отмежеваться от связей с Арсеном Аваковым, а сам министр внутренних дел каждый раз в своих комментариях и интервью подчеркивает тезис о существовании единой монополии на применение силы в обществе – со стороны государства. Партия «Нацкорпус» сейчас ведет активную политическую деятельность на правом электоральном фронте, дружит с более опытной «Свободой» и радикальным «Правым сектором».
Еще один политический проект, который непременно связывают с министром Аваковым, это попытка перехватить руководство в левой политической силе – Социалистической партии Украины. На этом направлении эпатажную деятельность ведет экс-советник министра внутренних дел Илья Кива.
Нейтрализовать влияние Авакова команде Петра Порошенко будет крайне непросто. Для этого как минимум нужно окончательно разругаться с «Народным фронтом» и в кратчайшие сроки найти силы сформировать новое парламентское большинство и правительство. Вряд ли кто-то рискнет пойти на подобный шаг за менее чем год до президентских выборов. Если же Аваков уйдет в оппозицию, то пропрезидентская команда получит еще одного грозного оппозиционного деятеля. К слову, ранее Арсен Аваков не подтвердил, но и не опроверг своих встреч с лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко. Подобное политическое партнерство также не исключено.
Амбициозный премьер
Не меньше хлопот амбициям действующего президента может создать и позиция премьер-министра Владимира Гройсмана. Пока он удачно находит баланс между политическими командами «Народного фронта» и БПП, впрочем, все чаще находит понимание именно у «фронтовиков».
Владимир Гройсман – давний соратник Петра Порошенко. Он многолетний мэр Винницы – и когда-то, и ныне базового электорального региона для Петра Порошенко. Фактически, несмотря на собственные амбиции и политическую ловкость, и Гройсман, и Порошенко должны оба помнить о командной игре, которая и позволила им вырасти в политиков первого эшелона. Впрочем, на общенациональном уровне все предыдущие политические отношения со временем аннулируются и на первый план выходят уже новые возможности и альянсы.
История с Гройсманом доказывает, что бывшие региональные соратники могут быстро вырасти во вполне самостоятельных и влиятельных политиков общенационального масштаба. Владимир Гройсман отныне все чаще находит поддержку в зале парламента именно от фракции «Народного фронта», в то время как БПП не всегда полностью поддерживает инициативы премьера. Кроме того, у действующего главы Кабмина есть собственные политические амбиции по созданию нового политического проекта. Для этого он может объединить усилия с одной из влиятельных групп из «Народного фронта», в частности в СМИ все чаще говорят о политической близости Гройсмана с позициями Арсения Яценюка и Андрея Парубия.
Конечно, своей фракции или хотя бы депутатской группы у Владимира Гройсмана нет. Впрочем, не стоит забывать о его сильных позициях в Винницкой области, а также об общественной организации и одноименной партии «Винницкая европейская стратегия». В случае политической необходимости действующий глава Кабмина может быстро привлечь собственный кадровый костяк к развитию нового политического проекта.
Столичный фронт
Не слишком ярко выраженные, но все же присутствуют президентские амбиции и у действующего мэра столицы Виталия Кличко. Он прямо избегает разговора о своем возможном баллотировании, подчеркивая, что еще не воплотил в жизнь все обещанное для киевлян.
Впрочем, стартовые позиции у Кличко даже лучше, чем у Гройсмана. Он имеет поддержку хоть и небольшой, но собственной депутатской группы УДАР, которая еще не полностью растворилась в партийном киселе БПП. Кличко имел один из самых высоких президентских рейтингов в 2014 году, пока не заявил о своем намерением баллотироваться на должность мэра столицы, фактически уступив президентское кресло Петру Порошенко. К тому же этому предшествовали так называемые «венские договоренности», в которых, кроме Порошенко и Кличко, якобы участвовал и олигарх Дмитрий Фирташ. О чем именно говорили участники встречи, точно не известно, однако сам факт встречи так или иначе подтвердили все ее участники.
Ряд народных депутатов среди соратников Кличко все чаще говорят о возрождении деятельности партии УДАР. Интересно, что Кличко до сих пор формально возглавляет партию «Блок Петра Порошенко «Солидарность», хотя и написал заявление о сложении полномочий еще в мае 2016-го. Правда, восстановить влияние обновленному УДАРу будет непросто – пока, кроме самого Виталия Кличко, рейтинги которого также понесли существенные потери, вряд ли кто-то из его команды может похвастаться существенным медийным присутствием и узнаваемостью.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»