В минувший четверг закон о реинтеграции Донбасса был подписан главой Верховной Рады Андреем Парубием и направлен на подпись президенту. Документ во втором чтении поддержали 280 депутатов. Согласно Конституции, президент имеет пятнадцать дней для подписания закона и официального его опубликования. Или он должен вернуть закон со своими предложениями в парламент для повторного рассмотрения.
Если закон заработает, то возникает довольно интересная ситуация. С одной стороны, из документа о реинтеграции полностью удалены любые упоминания о Минских соглашениях. С другой – ни одна из сторон в Трехсторонней контактной группе официально не выходила из процесса мирного урегулирования.
Ситуация неоднозначная и в публичной плоскости. Президент Петр Порошенко утверждает, что закон о реинтеграции не противоречит Минским соглашениям и не повредит им. В МИДе России уже неоднократно заявляли о том, что вступление в силу нового закона фактически прекратит процесс мирных переговоров в Минске.
Все эти события происходят на фоне обострения отношений между США и Россией в Сирии. Действительно ли новый закон способен переломить ход мирных переговоров? Следует ли ожидать обострения в военном плане, или, наоборот, ускорения мирного пути урегулирования конфликта?
Лебедь, Рак и Щука
Фактически, после вступления в силу закона о реинтеграции Минские соглашения остаются только политико-дипломатической площадкой для урегулирования конфликта. Однако никакого юридического статуса эти подписанные в столице Беларуси документы иметь не будут.
Кремль и поддерживаемые им сепаратистские образования «ДНР» и «ЛНР» надеялись на противоположный сценарий: мол, украинская власть должна четко соблюдать условия «Минска», если хочет получить мир на востоке Украины. Однако со стороны боевиков ни прекращения огня, ни отвода вооружения так и не произошло. К тому же наиболее действенная составляющая Минских соглашений – обмен пленными – продвигается крайне медленно.
Именно поэтому закон о реинтеграции и его нормы были крайне негативно восприняты в Москве. Ведь они четко называют вещи своими именами, отвергая любые попытки навязать мировому сообществу пропагандистский тезис о том, что на Донбассе происходит гражданская война между украинцами. Согласно новому закону, Россия признается агрессором и государством-оккупантом со всеми вытекающими последствиями.
Сначала в МИДе России назвали закон «лукавой манипуляцией», а впоследствии министр иностранных дел повторил этот тезис в более конкретной форме. «Я считаю, что тот, кто сделает первый шаг по излому Минских договоренностей, сделает колоссальную ошибку. Собственно говоря, киевская власть находится в одном шаге от этой ошибки, если они окончательно примут закон о реинтеграции, который сейчас у них прошел второе чтение. Посмотрим», – заявил Сергей Лавров на днях в эфире одного из российских телеканалов.
Позиции США и Украины противоположны: они признают закон о реинтеграции необходимым шагом, впрочем, считают, что он не помешает дальнейшему переговорному процессу в Минске. «Закон фиксирует право Украины на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН и детализирует механизм его реализации. Но одновременно он подтверждает приоритетность мирного, политико-дипломатического урегулирования. Ни дух, ни буква этого закона не противоречат Минским договоренностям, как это хочет представить Москва», – отметил Петр Порошенко в январе этого года.
Позиция западных партнеров Украины еще интереснее. Специальный представитель Госдепартамента США по делам Украины Курт Волкер заявляет, что Минские соглашения «являются инструментом, согласно которому Россия подтверждает свою приверженность восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины». «Реинтеграция этих территорий (временно оккупированных Донецкой и Луганской областей – ред.) в состав Украины, а это часть Минских соглашений, должна стать основой резолюции Совбеза ООН», – заявил Волкер в одном из своих недавних интервью.
Так кому действительно нужны Минские соглашения? И для чего?
С приветом из Сирии
Между тем можно ожидать значительного ухудшения ситуации в Сирии. В конце прошлой недели армия США вместе с силами оппозиции нанесла сокрушительный удар по группе правительственных войск, среди которых были русские наемники. По разным данным, речь идет о сотнях погибших и раненых. А сама армейская операция была проведена настолько искусно, что со стороны американских солдат вообще не было никаких потерь.
Примечательно, что американское командование действовало по тем же нормам гибридной войны, которые применяет Россия. Ведь перед нанесением удара американские офицеры попросили противника не вести наступательных действий. На что получили ответ, в том числе и от российских офицеров, что их части не ведут никаких военных маневров. Но российские наемники таки начали движение колонной солдат. Интересно, что министр обороны США Джеймс Мэттис не подтвердил уничтожение именно российских военнослужащих, ведь, по его словам, сами россияне убеждали американцев, что «их там нет».
Однако вряд ли Россия начнет эскалацию конфликта в ближайшее время. Это прекрасно понимали в США. Ведь в марте в РФ должны состояться президентские выборы, а после них еще около месяца продлятся разнообразные кадровые назначения. Поэтому вполне вероятно, что активизация России как на дипломатическом, так и на военном фронтах состоится только в апреле-мае.
Судьба «Минска»
Скорее всего, своими действиями в Сирии американцы дали понять потенциальному противнику: в случае подобных агрессивных действий на Донбассе российские наемники получат достойный отпор. Тем более что украинские ВСУ выглядят значительно мощнее на фоне тех же сирийских оппозиционных войск.
На Западе намекают, что с Минскими соглашениями необходимо «завязывать» и переходить на другие форматы решения конфликта. Прежде всего, речь идет о миротворческой операции, осуществление которой будет невозможным и без участия России.
Именно в марте заканчивается срок действия специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Донбассе. Ранее миссию покинули российские наблюдатели, после чего наемники на неподконтрольной территории ОРДЛО стали чаще попадать и по беспилотникам миссии, и по их авто. Пожалуй, данная ситуация также актуализирует вопрос о миротворческой миссии.
В общем, западные партнеры поддерживают идею «захоронения» «Минска», соглашаясь, что переговоры о мирном урегулировании на Донбассе нужно переводить в другой формат. Об этом недавно заявил президент Франции Эммануэль Макрон. Решающей должна стать позиция Германии, однако там до сих пор продолжаются дискуссии вокруг должностей в новом правительстве после объявления о создании большой парламентской коалиции.
Закон о реинтеграции станет лишь первым шагом на пути к мирному урегулированию конфликта на Донбассе. Документ не учитывает многих аспектов. В конце концов, именно о мерах реинтеграции в их более конкретных проявлениях в законе речь не идет. Фактически, этот документ заставляет Россию сесть за стол переговоров не как еще одного арбитра в решении конфликта на Донбассе, а как непосредственного его инициатора. В Кремле хорошо понимают, что в таком случае речь пойдет не только о миротворческой миссии и возвращении неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей в Украину, но и о несостоятельности тактики «замороженных конфликтов», которыми Россия удерживала бывшие советские республики вокруг зоны своих геополитических интересов.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»