Декоммунизация в Украине почти завершена: что обещали политики

На днях директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович заявил о фактическом завершении декоммунизации в Украине. Кроме того, по его словам, в Украине демонтировали почти все памятники Ленину..

«Декоммунизация в контексте избавления от символов тоталитарного режима фактически завершена. У нас произошло переименование населенных пунктов – около тысячи. Это почти все», – сообщил Вятрович.

Процесс ликвидации в Украине последствий коммунистической идеологии начался еще в 2015 году, когда Верховная Рада приняла пакет соответствующих законов. «Слово и Дело» анализирует, какие обещания на эту тему давали украинские политики.

В пакет законов, принятых парламентом, вошли «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов», «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического режимов», «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в XX веке» и «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 годов». Законы вступили в силу в мае, однако в конце апреля 2015 года тогда еще министр культуры Вячеслав Кириленко обещал, что памятники Второй мировой войны останутся на своих местах.

«У нас принят закон о чествовании памяти участников Второй мировой войны. Поэтому то, что касается Второй мировой войны, будет оставаться на своих местах, а то, что касается преступлений коммунистического тоталитарного режима и памятников его деятелям, конечно, будет на основании закона демонтироваться», – заявлял чиновник и свое обещание выполнил.

Обещал, что Верховная Рада доведет процесс декоммунизации в стране до конца, Андрей Парубий. «Я могу вас уверить, что Верховная Рада в полной мере воспользуется своим правом по этому закону и предусмотренными законом полномочиями. Пусть никто не думает, что сможет остановить процесс декоммунизации в Украине», – обещал он еще в статусе народного депутата.

Однако не все в парламенте поддержали его точку зрения. Представители «Оппозиционного блока» выступали резко против принятых законов. Нардеп Николай Скорик осенью 2015 года заверил, что после следующих парламентских выборов «Оппоблок» отменит закон о декоммунизации. В прошлом году похожее обещание дал Александр Вилкул: «После выборов мы изменим законы о насильственном переименовании – люди должны сами определять названия городов и праздники (через местные референдумы – ред.)».

А Михаил Добкин и вовсе обещал после прихода к власти восстановить все поваленные памятники.

В регионах Украины новые законы тоже были приняты по-разному. Глава Сумской областной государственной администрации Николай Клочко обещал реализовать принятые парламентом решения. «Сумская область, как и вся Украина, должна избавиться от коммунистических символов. На карте не будет никаких ленинских или кировских сел, улиц Ленина. Не будет никаких монументов коммунистическим оккупантам и государственным террористам. Время тоталитарных режимов уходит в прошлое», – отметил он.

В начале 2016 года Клочко издал распоряжение «О реализации закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов в Украине в Сумской области», которым утверждены соответствующие мероприятия на территории области. В мае были подписаны несколько распоряжение относительно переименования населенных пунктов в области и объектов топонимики в Сумах.

В Харькове для переименования улиц, станций метро, районов и других объектов в городе была создана специальная рабочая группа, как и обещал мэр Геннадий Кернес. Декоммунизация была проведена в Чернигове. Мэр Владислав Атрошенко в конце 2015 года восстановил исторические названия 9 улиц, а после – еще 59 топонимов.

В Ивано-Франковской области по состояние на март 2016 году уже не было ни одного города или села с «коммунистическим названием». Ранее обещание провести декоммунизацию давал кандидат на должность мэра Ивано-Франковска Руслан Марцинкив.

А вот городской голова Полтавы Александр Мамай заявил, что считает решение о декоммунизации ошибочным, и переименовывать улицы не будет. По его словам, если парламент найдет средства на переименование улиц, то этим будет заниматься следующий состав депутатов горсовета. В 2016 году Полтава стала лидером в антирейтинге по реализации этого процесса. Распоряжение о переименовании улиц, большинство из которых находятся в Полтаве, в результате подписал глава ОГА Валерий Головко.

Кстати, народный депутат Игорь Артюшенко в 2016 году обещал подать в правоохранительные органы заявления о совершении преступления представителями местных советов, которые саботируют декоммунизацию.

«На имена тех представителей местных советов, которые принципиально саботируют декоммунизацию, мы в ближайшее время подадим заявление о совершении преступления в правоохранительные органы», – заявлял Артюшенко.

Позже нардеп сообщил, что направил заявление в Приморское отделение полиции Бердянского отдела полиции Главного управления Национальной полиции в Запорожской области о совершении уголовного преступления.

Напомним, 8 февраля депутаты Киевского городского совета проголосовали за переименование столичной станции метро «Петровка» в «Почайну».

Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО