Придет серенький волчок. Колонка Леонида Швеца

Леонид Швецполитический обозреватель

Конец 2017-го выдался для власти душераздирающим. Череда побед правительства на реформаторском фронте и интенсивная работа Генеральной прокуратуры должны были обозначить позитивный перелом, под знаком которого и прошел бы 2018-й. Петру Порошенко только и оставалось бы, что ездить по объектам, ленточки разрезать и произносить вдохновляющие речи перед восхищенной публикой. Вориженьки гинули бы от его победного сияния, как роса на солнце, и в 2019-м благодарный народ внес бы президента на руках на второй срок. Все, однако, понеслось куда-то в другую сторону.

Можно сколько угодно характеризовать протестные акции сторонников и попутчиков Саакашвили как карикатуру на Майдан, но это не отменяет факта, что год заканчивается заметным вынужденным ростом усилий власти по сдерживанию протестов и их дискредитации. И если масштаб и градус недовольства не достигли критических значений, государственная политика от этого не стала выглядеть убедительней. Банковая перешла в режим подморозки, удержания власти, она не наступает, она отбивается.

И ладно бы, если бы было что защищать, но ведь нечего. Декабрьской опрос от КМИС определил президентский рейтинг Петра Порошенко в 6,5% от всех опрошенных, Владимира Гройсмана – в 1,4%, а Арсения Яценюка – в 0,4%. И это при статистической погрешности в 1,5%. Руководители страны и лидеры правящих политических сил, мягко говоря, непопулярны. Возможно, их успокаивает, что потенциальные соперники также не показывают заоблачных результатов, у лидирующей Юлии Тимошенко каких-то 7,9%. Очевидно, что главу правительства никто не воспринимает как самостоятельную политическую фигуру, и в сумме поддержка Гройсмана и Порошенко где-то равна поддержке Юлии Владимировны.

При том, что на выборы готовы идти и определились со своим кандидатом лишь 38% украинцев, налицо отсутствие у граждан интереса и симпатии к действующим лидерам и политическим силам, включая оппозицию, представленным на электоральном рынке. Все они не то и не о том. И странно ожидать, что у кого-то из этих фигур, намозоливших публике глаз, вдруг возьмется новое качество, избиратели счастливо встрепенутся и проникнутся доверием к постылым персонам.

Западные партнеры уже открытым текстом тычут носом в коррупцию и отсутствие должных усилий по борьбе с ней. Вместо этого продолжается укрощение антикоррупционых органов. Перешедшая в открытую форму грызня между министром финансов и генеральным прокурором показывает уровень внутреннего доверия и слаженности работы в правящей команде. Нервы уже ни к черту, а стресс будет только нарастать. Юрий Луценко, на успехи которого, очевидно, возлагались большие надежды, поскольку в обществе существует колоссальный спрос на справедливость, в короткие сроки превратился в проблемную для самой власти фигуру, которая регулярно собирает насмешки, возмущение и прочее неудовольствие граждан. Поскольку в самостоятельность вчерашнего главы фракции БПП и мужа представителя президента в парламенте не верит никто, накапливаемый им негатив бьет непосредственно по Петру Порошенко, и чем дальше, тем больше.

А ведь за дело еще толком не брался Игорь Коломойский, уязвленный учиненным против него иском в Высшем суде Лондона. Этот огромный любитель троллинга и компрометирующих сливов может многое рассказать и показать о действующей системе власти и ее представителях, и наверняка полномасштабно этим займется в обозримом будущем, притапливая правящую команду.

И какого качества кофе, и сколько его должно быть, и какой волшебник должен его выпить, чтобы оживить хиреющую на глазах власть, не знает никто. Такую рождественскую сказку даже придумать сложно, а уж воплотить – и подавно.

Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО