«Черные лебеди» украинской экономики в 2017 году

Александр Радчукполитолог

Второй год подряд экономика Украины демонстрирует слабое выздоровления после головокружительного падения в 2014-м. Казалось бы, не существует таких кризисов, которые на себе не испытали бы украинцы: свертывание производства, бешеная девальвация, инфляция, безработица, переориентация рынков. Впрочем, все эти негативные явления создают возможности для перестройки экономики на новой основе. На пути, как всегда, коррупционные риски, недоверие граждан, бизнеса к власти и государству, ряд провальных или просто отсутствие реформ во многих сферах жизни.

По оценкам экспертов, чтобы показать мощный рост, ВВП Украины должен был бы добавлять хотя бы по 4-5% ежегодно в течение 7-8 лет. Вызовы, с которыми столкнулась страна за последние 2 года, действительно впечатляют, впрочем, экономические показатели скорее фиксируют процесс стагнации, чем настоящего восстановления на фоне проводимых реформ. 2015 год страна закончила ростом в 1,5% ВВП. Прогноз относительно восстановления в нынешнем году может быть еще более удручающим – в пределах от 1,1 до 1,5% ВВП.

Что же нам готовит 2017 год? Авторитетные мировые финансовые учреждения выражают довольно осторожные прогнозы по поводу экономического роста в Украине. Так, МВФ прогнозирует рост экономики Украины на 2017 год на уровне 2,5% при инфляции год к году на 8,5%. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует такие же показатели, однако уже в 2018 году указывает на более оптимистичный сценарий восстановления украинской экономики на уровне 3% ВВП.

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings считает, что экономика Украины будет развиваться на 2,3% ВВП в 2017 году. Более пессимистичный прогноз обнародовали во Всемирном банке – по расчетам экспертов, рост ВВП составит 2%. Ну и самый оптимистичный прогноз дает украинское правительство: рост ВВП прогнозируется на уровне 3%, инфляция – на уровне 8,1%.

Курс гривны

Правительство закладывает курс гривны на 2017 год на уровне 27,2 за один доллар. Впрочем, уже сейчас в обменниках наличный курс значительно выше и колеблется в пределах от 27,4 до 27,8 гривны за доллар. На очередной скачок курса повлияла новость о национализации одного из крупнейших банков в Украине – «ПриватБанка». Деньги, которые граждане забирают со счетов и депозитов, в большинстве случаев впоследствии пополняют валютные сбережения украинцев. Этим непременно воспользуются спекулянты.

Последнее событие – это скорее «черный лебедь», чем системное явление. Независимые аналитики и эксперты Нацбанка прогнозируют, что после волны паники и новогодних праздников ситуация с курсом стабилизируется и он постепенно вернется к коридору 27-27,2 гривны за доллар.

Впрочем, твердой уверенности в том, что курс гривны будет стабильным и не будет расти в течение 2017 года, нет. Более того, пока что все экономические прогнозы сводятся к тому, что курс национальной валюты все-таки перешагнет психологический рубеж в 30 гривен за доллар и в дальнейшем продолжит постепенно девальвировать. Оснований для негативных сценариев более чем достаточно: это и необходимость закрывать расходы Бюджета, связанные с социальными выплатами и ростом минимальной заработной платы, и сокращение экспорта во всех отраслях, включая сельское хозяйство, из-за уменьшения спроса на мировых рынках, и кризис банковской системы, и ряд других факторов, которые так или иначе будут давить на курс.

Может ли национальная валюта поддаться неконтролируемой девальвации? К сожалению, риски остаются высокими и в 2017 году. Так, еще в сентябре этого года аналитики МВФ прогнозировали, что даже в случае выполнения всех рекомендаций Фонда экономика Украины сохраняет высокие риски по госдолгу и девальвации. Так, в случае наиболее пессимистического сценария обесценивание гривны может приблизиться к отметке 45,9 гривны за доллар в 2017 году. Таким образом, банки получат убытки, а властям придется их поддерживать за счет Бюджета. Это приведет к еще большему росту госдолга: до 116% ВВП в 2017 году и до 160% – в 2018-м.

Сотрудничество с МВФ

До сих пор сотрудничество с Международным валютным фондом можно было считать как стабилизирующим, так и стимулирующим фактором для украинской экономики. Кредитная поддержка МВФ является своеобразным стимулом для Кабмина и НБУ почти во всех ключевых вопросах реформирования украинской экономики и своеобразным предохранителем от непродуманных или слишком популистских шагов.

Несмотря на то, что ранее МВФ, например, рекомендовал украинским властям провести национализацию «ПриватБанка», а международные финансовые институты поддержали такой шаг Кабмина, остальные рекомендации Международного валютного фонда до сих пор остаются либо проигнорированными, либо отложенными. Именно поэтому спрогнозировать сроки получения очередного транша кредита от МВФ слишком трудно. Однако сами эти средства могут понадобиться тому же НБУ для стабилизации ситуации в банковской сфере уже в следующие несколько месяцев. Поэтому данный фактор будет давить на дальнейшую стратегию действий правительства в ключевых вопросах реформирования украинской экономики. Речь идет о дефиците Пенсионного фонда и связанных с ним шагов по пенсионной реформе, земельной реформе, приватизации государственных предприятий. Похоже, эти три темы наряду с другими кризисными явлениями станут основным вызовом для действующего правительства и Верховной Рады.

Все чаще эксперты высказывают скепсис относительно реформирования экономики Украины с учетом «советов» от МВФ. Так или иначе, МВФ указывает на наиболее проблемные зоны экономики, для которой предоставляются кредитные средства. Последние, по логике вещей, должны помочь стране восстановить мощности экономики страны и вернуть кредитные средства с процентами. Прекращение сотрудничества с МВФ может стать тем самым непрогнозируемым «черным лебедем», последствия которого ощутит каждый украинец.

Падение доходов населения и безработица

Настоящей масштабной проблемой для государства может стать тотальное обнищание населения и трудовая миграция за границу. В течение 2016 года в Госстате фиксируют то сокращение безработицы, то наоборот – его увеличение. Однако официальные цифры безработных колеблются в пределах от 310 до 490 тысяч человек.

На самом же деле, масштабы безработицы трудно подсчитать, учитывая, что подавляющее большинство украинцев либо работают неофициально, либо все чаще покидают Украину в поисках больших заработков. По расчетам экспертов, от 5 до 8 миллионов украинцев сейчас работают на временных заработках за рубежом. Это приблизительно третья часть всего трудоспособного населения страны.

Проблема связана как с уменьшением предложений на рынке труда, сокращением рабочих мест, так и с существенным падением заработков. Средняя зарплата в регионах Украины в октябре этого года составляла от 3764 грн до 6733 грн в месяц, а в Киеве – 8751 грн. Среднемесячная зарплата по стране является самой низкой в Европе. Именно этот фактор особенно будет давить и в последующие годы на способность отечественной экономики восстанавливаться и расти. С одной стороны, дешевая рабочая сила – это возможность для иностранных инвесторов вкладывать средства в производство именно в Украине. С другой – выезжают на заработки за границу либо наиболее мотивированные, либо высококвалифицированные специалисты.

Риски и возможности

К сожалению, поводов даже для сдержанного оптимизма относительно мощного роста украинской экономики как в 2017-м, так и в последующие годы слишком мало. Основным маркером может стать возобновление кредитования малого и среднего бизнеса (уменьшение кредитной ставки), что позволит оживить предпринимательскую активность и внутренний спрос. Других источников крайне мало – инвесторы пока отказываются вкладывать средства в отечественную экономику из-за высоких коррупционных рисков, недоверия к украинским судам и слишком жесткого валютного регулирования.

К слову, в НБУ обнародовали более оптимистичный прогноз относительно восстановления украинской экономики в следующем году. «В 2017 году ожидается ускорение роста ВВП благодаря макрофинансовой стабилизации, завершению очистки банковской системы, улучшению инвестиционного климата, приспособлению бизнеса к новым условиям и уменьшению дисбалансов (в частности, доведению тарифов до уровня себестоимости)», – считают эксперты Нацбанка.

Тремя основными драйверами восстановления мощного роста экономики в 2017 году могут стать процессы детенизации, строительства инфраструктурных объектов и энергоэффективность. В то же время приватизация 3400 государственных предприятий хоть и выглядит потенциальной возможностью как для наполнения Бюджета, так и для более эффективного хозяйствования, впрочем, пока что тормозится как на уровне исполнительной власти, так и законодательной.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО