Реформа децентрализации, на которую возлагают надежды европейские партнеры Украины и крайне медленно воплощают в жизнь отечественные чиновники, может показать ощутимые результаты уже в следующем году. Чтобы ускорить изменения, после долговременной борьбы Кабмина, Верховной Рады и ЦИК за поиск необходимых средств, на 11 и 18 декабря были назначены выборы в объединенных территориальных громадах.
Так, 11 декабря состоялись первые выборы депутатов сельских, поселковых и городских советов и соответствующих сельских, поселковых и городских голов в 41 объединенной территориальной громаде в 13 областях. А уже в это воскресенье состоятся первые местные выборы еще в 143 объединенных территориальных громадах.
Ситуация двоякая: с одной стороны, процесс с назначением выборов затягивали в Кабмине и Верховной Раде, не предусмотрев достаточно средств на их проведение. С другой стороны, затягивание возникли на местном уровне, где проходили напряженные дискуссии, кому, как и с кем объединяться. Наконец, торможение возникло на уровне ЦИК. Почему же так спешат с проведением местных выборов в громадах? Ведь лишь год назад, осенью 2015-го, прошли общеукраинские местные выборы.
Выборы не для всех
Дело, как всегда, в деньгах. А точнее – в их распределении. Ведь для запуска реформы децентрализации каждая громада должна сначала провести соответствующие собрания для согласования позиций с действующими органами местной власти. Позиции для объединения на местах не должны противоречить законодательству, быть согласованы с Кабмином и главой ОГА. После чего в ОТГ должны состояться новые выборы, назначением которых занимаются в ЦИК. Децентрализация предполагает рациональные изменения в административном делении, а также полностью новую философию в осуществлении хозяйственной деятельности.
Так, те громады, которые успели объединиться и провести выборы до конца 2016 года, могут надеяться на получение права межбюджетных связей напрямую из Государственного бюджета уже в 2017 году. То есть будут иметь право на дотации или субвенции из главной финансовой сметы страны. Если не успеют, то это станет возможно только через год, то есть уже в 2018-ом.
От того, как быстро осуществится процесс объединения громад, зависит прогресс всей реформы децентрализации. А это непосредственная задача правительства. Пока что процесс идет не так быстро, как хотелось бы чиновникам. Так, до конца этого года в Украине должны появиться 25% от всего запланированного количества громад. «До конца года в Украине будет 368 объединенных громад: 205 сельских, 113 поселковых и 50 городских. Это 25% от запланированного количества громад. Завершить децентрализацию планируют в 2018 году», - подчеркнул вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко.
То есть, по оптимистичным планам правительства, в 2017 году должен состояться своеобразный «бум» появления объединенных громад. Также можем ожидать, что выборы в объединенных громадах будут проходить едва ли не еженедельно в течение всего 2017 года.
Эксперты не видят позитива в таком ускорении событий, ведь это будет влиять на качество проведения процесса объединения и может заложить определенные скрытые конфликты на уровне отдельных громад еще в начале их фактического образования. Согласно анализу, проведенному экспертами РПР, из 184 громад лишь 100 полностью соответствуют критериям объединения, зафиксированным в законе «О добровольном объединении территориальных громадн».
Впрочем, в правительстве строят оптимистичные планы и отмечают, что тянуть с процессом объединения громад не стоит. Ведь образованные территориальные громады должны начать смену парадигмы в самом управлении государством.
Но пока что провести первые выборы во всех громадах до конца 2016 года невозможно, поскольку у ЦИК нет для этого необходимых средств. В соответствии с законами Украины «О местных выборах» и «О добровольном объединении территориальных громад», первые выборы депутатов и глав ОТГ назначает ЦИК при наличии необходимого финансирования. Необходимые для выборов расходы должны осуществляться за счет средств местных бюджетов, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины. И хотя речь идет, казалось бы, не об огромных средствах (по расчетам ЦИК, назначенные выборы в ОТГ обойдутся в 30 миллионов гривен), часто даже этих средств не хватает, а само финансирование процесса децентрализации осуществляется несколько хаотично.
Партийный нрав
Во время голосования граждан в органы управления избираются депутаты совета ОТГ, председатели ОТГ и старосты (избираются на срок полномочий совета ОТГ).
Выборы депутатов горсоветов городских объединенных громад проходят по пропорциональной системе – исключительно партии имеют право подать не более чем по одному кандидату в округах. Избиратель может поддержать только одного из всех кандидатов в бюллетене, причем его голос будет считаться отданным как за самого кандидата, так и автоматически за партию, которая его выдвинула. При этом распределение мандатов будет осуществляться лишь между кандидатами от партий, списки которых преодолели 5% барьер.
Выборы глав в городских ОТГ проходили по мажоритарной системе относительного большинства (побеждает тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов кандидат). Выборы депутатов сельских и поселковых советов проходили по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных округах, а сельских и поселковых голов – по такой же системе в едином округе (победу получал тот, кто набрал больше всего голосов избирателей).
Фактически, выборы в ОТГ проходили по прежнему законодательству о местных выборах, что и в прошлом году. В этом году больший интерес к выборам проявили внепарламентские партии: кроме 6 парламентских партий, участие в избирательном процессе приняли еще 20 политических сил.
При этом больше всего результатами избирательной гонки в ОТГ гордились именно оппозиционные партии. Так, «Батькивщина» заявила об уверенной победе: по данным политсилы, среди общего количества в 850 мандатов, которые 11 декабря распределялись в 41 ОТГ, им удалось получить 128 депутатов по партийным спискам. «Это означает, что 32% депутатов (от общего количества депутатов, выдвинутых партийными конференциями, а это 410 мандатов – Ред.), которые шли от партий, победили кандидаты «Батькивщины». На втором месте с отставанием почти в три раза – 49 депутатов – БПП», – отметила лидер партии Юлия Тимошенко.
БПП действительно одержал победу – 277 мандатов в советы ОТГ, но именно среди кандидатов, которых поддержала партия. Более того, БПП получил большинство от общего числа избранных председателей ОТГ – 24 кандидата или 58,5%. Зато именно пропорциональная составляющая пока что не стала тем «коньком», который помог кандидатам от «Батькивщины» получить больше мест за счет пропорциональной системы. Это может означать, что провластный бренд постепенно теряет поддержку избирателей, зато большую популярность приобретают оппозиционные парламентские и внепарламентские силы.
Справедливо было бы добавить, что именно пропрезидентская фракция в парламенте и совместная команда коалиции в правительстве приложили больше усилий к реализации процесса децентрализации, чем оппозиционные силы. По данным исследования КИУ, за 2 года в парламенте было принято 12 законов по децентрализации, причем наименее активно за них голосовали фракции РПЛ, «Батькивщины» и «Оппозиционного блока». Меньше, чем БПП и «Народный фронт», за законопроекты относительно децентрализации голосовали и нардепы от «Самопомощи». Представители оппозиционных сил часто объясняли свое несогласие с таким введением процесса децентрализации принудительным характером законов, которые буквально принуждают громады к быстрому объединения, не давая им альтернатив.
Очередной дамоклов меч над ЦИК?
Но подводить итоги выборов в ОТГ можно будет после 18 декабря: именно в следующее воскресенье состоится наибольшее количество выборов в 22 регионах Украины, в 143 объединенных территориальных громадах, а именно – в 76 сельских, в 46 поселковых и 21 городских.
Кроме БПП и «Батькивщины», неплохие результаты на выборах в ОТГ 11 декабря показали «Наш край», «Радикальная партия Олега Ляшко», «Самопомощь», УКРОП и «Оппозиционный блок».
Впрочем, настоящим сюрпризом и рискованным фактором для подсчета голосов может стать новость от НАБУ о вручении сообщения о подозрении главе ЦИК Михаилу Охендовскому. Ранее руководитель Специальной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий рассказал о том, что следующими шагами будут допрос руководителя ЦИК, а также инициирование отстранения его от должности. Причиной может стать расследование относительно возможного получения главой Центризбиркома денежного вознаграждения в качестве компенсации от бывшего руководства «Партии регионов», о чем свидетельствуют соответствующие записи в так называемой «черной бухгалтерии» и личные подписи Охендовского.
Почему прогресс в данном деле возник только сейчас? Ведь о «черной бухгалтерии» было известно еще в конце мая этого года, тогда как дискуссия по поводу замены нынешнего состава ЦИК продолжается еще с середины 2014-го. Однозначный ответ на эти вопросы получить, видимо, невозможно, впрочем, именно активизация действий НАБУ и САП может значительно задержать процесс определения результатов выборов в ОТГ в случае отставки главы ЦИК.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»