Страхи е-декларирования: путь к общественному катарсису или «зрада» без последствий?

Александр Радчукполитолог

Уже больше недели обсуждения электронных деклараций высших должностных лиц является топ-темой среди украинцев. Особенно активно нардепы, министры, чиновники и судьи делились с общественностью своими финансовыми отчетами в канун финальной даты сдачи электронной декларации – 31 октября. Масштабы увиденного действительно впечатляют: кроме недвижимости, предприятий, фабрик, счетов в банках, дорогих авто, ценных вещей, предметов искусства и старины, политики «порадовали» и действительно необычными приобретениями – декларировали церкви, раритетные издания книг, билет в космос, коллекционные вина, оружие, а также так называемую новую криптовалюту – биткоины.

Впрочем, особого шока обнародованные данные не вызвали. Украинцы давно догадывались о существовании «параллельных миров» в рамках одного государства. Единственной существенной неожиданностью стали впечатляющие суммы наличных средств, которые народные депутаты, министры и чиновники хранят на черный день. Сейчас главный вопрос: что дальше делать со всей этой информацией как в законодательном поле, так и чисто в политическом аспекте?

Авгиевы конюшни

В Национальном агентстве по предотвращению коррупции отчитались: первый этап е-декларирования завершился успешно – свои финансовые отчеты в Единый реестр деклараций подали 103 046 человек. Теперь дело за правоохранительными органами, журналистами, общественностью и просто неравнодушными гражданами, которые будут тщательно фиксировать несоответствие задекларированных состояний тому образу жизни, который будут вести чиновники.

Согласно процедуре, для начала именно НАПК и антикоррупционные органы должны проанализировать электронные декларации чиновников. Подробно процедура описана в законе «О предотвращении коррупции» в статьях 48-50. «Национальное агентство проводит проверку декларации на основании информации, полученной от физических и юридических лиц, из средств массовой информации и других источников, о возможном отражении в декларации недостоверных сведений», – говорится в ст. 50 закона. В Национальном антикоррупционном бюро уже успели сообщить, что будут проверять декларации только при определенных обстоятельствах, в частности после появления информации о незаконном обогащении декларантов или предоставления ими заведомо недостоверных данных. В то же время эксперты «Центра противодействия коррупции» сообщили, что ранее НАПК отказалось от компьютерной программы, которая смогла бы автоматически проверять на соответствие доходную и расходную части деклараций.

Уже на первом этапе данный процесс может столкнуться с серьезными трудностями. Во-первых, фактически обнародованные декларации являются этакой «легализацией состояний», о которой сами чиновники говорили уже давно. Именно непринятый закон «О нулевой декларации» должен взять на себя главный информационный удар, роль которого сейчас сыграли электронные декларации. Дело в том, что теперь привлечь к ответственности чиновников, нардепов и судей будет нелегко, ведь самое интересное начнется только через год, когда будут подаваться следующие декларации – за 2016-й. Именно несоответствия, которые зафиксируют между декларациями 2015 и 2016 годов, могут лечь в основу будущих уголовных производств.

Во-вторых, по мнению экспертов, облегчить учет состояний и контроль над добросовестностью высших лиц государства должны были подобные декларации о расходах, вопрос о введении которых пока даже не поднимался.

Возможно, именно по этой причине в этом году декларанты обнаружили такую смелость и достаточно исчерпывающе задекларировали свои доходы. К тому же, огромные средства задекларированной наличности, наличие соответствующих сумм которой сложно проверить на практике, могут свидетельствовать и о дополнительной предусмотрительности декларантов: таким образом они пытаются легализовать свои доходы «наперед».

Что касается оценки общих наличных средств «под матрасами» украинских политиков, то речь идет о действительно впечатляющих цифрах. Так, в декларациях 24 членов украинского Кабинета министров указано около 182 миллионов гривен наличных, тогда как только нардепы задекларировали около 7,4 миллиарда гривен «кэша».

«Постдекларативный» эффект

Итак, самая главная задача на данном этапе – эффективно использовать инструмент электронного декларирования для действительно тектонических изменений в обществе. Речь идет о том же процессе борьбы с коррупцией, ведь благодаря декларированию украинцы получили серьезный инструмент мониторинга состояния чиновников и возможность определять правомерность полученных средств или других активов.

Еще один положительный результат – это наступление так называемой «политической ответственности». Теперь политикам будет гораздо труднее спекулировать социальными темами о нищенских буднях рядовых граждан, ежегодно декларируя миллиардные состояния в наличных деньгах. То есть, как следствие, у большинства украинцев может появиться здоровый скепсис к популизму и всех сопутствующих негативных явлений, которые им сопровождается.

Уже у разочарованной части граждан обнародованные декларации вызовут закономерное чувство отвращения и еще большую усталость от нынешних «элит», что в свою очередь может побудить к появлению политиков и объединений на почве новых ценностей.

Электронный ящик Пандоры?

Конечно, благодаря электронному декларированию появился и целый ряд рисков, которые могут повлечь негативные сценарии во всех последующих общественно-политических процессах.

Во-первых, на фоне социального неравенства и роста тех же популистских настроений все чаще начнут звучать призывы к уравниловке вроде «все отнять и поделить». Конечно, это путь в никуда, однако объяснить это взбунтовавшимся и озлобленным массам крайне трудно.

Во-вторых, зафиксированные суммы наличными будут еще больше вызывать недоверие общества к банковской системе.

В-третьих, итоги е-декларирования не могут не заметить западные партнеры Украины. Вести переговоры нынешним чиновникам с кредиторами (с той же миссией МВФ или Всемирного банка) чисто из имиджевых позиций будет намного сложнее. Ведь если украинские министры одной из беднейших стран мира хранят свои средства в иностранной валюте да еще и в наличности – это не слишком привлекательный месседж для кредиторов, чтобы быть уверенными в дальнейшей платежеспособности правительства государства, которому только собираются одолжить многомиллиардные средства.

В-четвертых, само по себе е-декларирование и обнародованные состояния чиновников могут и так разочаровать зародки гражданского общества, любые дальнейшие надежды на положительные изменения могут просто-таки сойти на нет. Наихудшая ситуация наступит, когда «wow-эффект» от обнародованных деклараций сменится общей апатией в обществе.

В-пятых, никто не отменял возможности для реванша чиновников, которые попытаются через некоторое время таки внести законодательные изменения в е-декларирование, чтобы в дальнейшем уберечь свои состояния от дополнительного назойливого публичного обсуждения. Поводом может стать любой негативный сценарий: поговаривают, что политтехнологами разрабатываются варианты инсценированных ограблений, главным виновником которых признают как раз слишком публичный процесс е-декларирования.

Вообще, вся история с введением электронной декларирования – сплошной процесс сопротивления «элит» на протяжении последних 15 лет. Так, еще в начале 2000-х были все шансы ввести ответственность за отсутствие или ложные сведения в декларациях. Однако ими так и не воспользовались. Например, в законодательной инициативе образца еще 2001 года авторства тогда еще нардепа Виктора Медведчука властям предлагалось декларировать свои расходы и расходы членов своей семьи. Как и в 2016 году, так и 15 лет назад нардепы оказали серьезное сопротивление такому нововведению, а какого-либо внешнеполитического влияния западных партнеров на тогдашнюю политическую элиту еще просто не было.

Хотя такой метод борьбы с коррупцией, как декларирование активов, доходов и расходов чиновников, политиков и депутатов, их близких и родственников доказал свою эффективность еще в 60-70-е годы прошлого века. Сегодня контроль над расходами работает в Канаде, Латвии, Сингапуре и других странах. Именно последняя страна является ярким примером того, как с помощью, в частности, контроля над расходами серьезно ограничили коррупцию. Инновационность такого метода, как контроль за расходами, заключается в том, что антикоррупционные органы получают юридические документы за подписью самого декларанта - а затем на основании этой «явки с повинной» проверяют, законно ли чиновник заработал свои капиталы, или же получил в виде взяток.

Декларируют все

Но самым большим вызовом для всего общества может стать введение обязательного электронного декларирования состояния для всех граждан. О вероятности такого шага сообщил заместитель главы АП Дмитрий Шимкив. «Внедрение в будущем «нулевой» декларации для всех граждан Украины является важной частью реформы», – заявил чиновник в контексте ажиотажа по поводу е-декларирования.

Пока что, по предварительным данным открытых опросов, готовность к такому шагу со стороны общества выражают около 20% респондентов. Остальные – не доверяют системе и сами не готовы открывать информацию о своих доходах. Поэтому пока есть все основания полагать, что последствия е-декларирования чиновников будут не такими ощутимыми, как хотелось бы.

Скорее всего, недовольство граждан вызвано не самим фактом сверхприбылей и безумных состояний, а слишком хищным образом потребления приобретенных ресурсов в контексте событий, которые произошли в государстве за последние 2 года. В стране, которая уже 2 года утопает в экономическом кризисе, ведет «гибридную» войну и платит тысячами жизней своих сограждан, пока незначительная часть правящей верхушки, имея беспрепятственный доступ ко всем возможным ресурсам, так и не смогла выполнить взятые на себя обязательства. И, похоже, не собирается менять жизнь к лучшему.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО