В конце августа эксперты оценивали первые результаты 100 дней работы нового главы Генпрокуратуры. Как и ожидалось, свое назначение на должность Юрий Луценко отметил целым рядом громких антикоррупционных задержаний и, как и обещал, сдвинул с мертвой точки несколько скандальных дел в отношении бывших «регионалов». Каждое задержание и свое решение генпрокурор сопровождает активной информационной кампанией.
Впрочем, чуда так и не произошло: Луценко хоть и продемонстрировал значительную открытость в должности и активизировал следственные действия ГПУ в ряде дел, однако так и не решился на серьезные изменения кадрового состава Генпрокуратуры. Уволив трех одиозных заместителей Виктора Шокина – Романа Говду, Олега Залиско и Юрия Севрука, он впоследствии представил свою собственную команду. Однако так и не сумел навести порядок в так называемом «департаменте Грановского», что и стало поводом для противостояния с НАБУ.
При этом, несмотря на определенные успехи в работе ГПУ, в адрес Луценко прогнозируемо все чаще стали раздаваться упреки относительно его приверженности пропрезидентской команде.
Актикорупционная лавина
Как бы там ни было, но в первые месяцы своей работы на посту главы ГПУ Луценко продемонстрировал впечатляющие успехи по задержанию коррупционеров разного калибра. Среди них – прокуроры различных уровней, сотрудники МВД, налоговики, судьи и ряд одиозных политиков.
Суммы взяток и «обороты» действительно впечатляют. Счет идет на сотни тысяч долларов и миллионы гривен. Один из успехов Луценко – проведение масштабной спецоперации по выявлению «янтарной мафии», во время которой был задержаны заместитель прокурора Ровненской области, подполковник СБУ и руководитель одного из районных отделов полиции области.
Правда, другие свои обещания по раскрытию резонансных дел генпрокурор пока выполнять не спешит. Так, слабо продвигается дело по расследованию убийств во время событий Революции Достоинства. На днях ГПУ объявило о подозрении за наказание 11 участников «мирного наступления» 18 февраля 2014 года бывшему первому заместителю начальника Днепровского райуправления милиции Киева, заместителю начальника следственного отдела и двум следователям. Следствие не стоит на месте, однако уровень задержанных говорит об отсутствии значительного прогресса в выявлении более влиятельных виновников тех событий.
Генпрокурор так и не продемонстрировал новых подробностей в расследовании убийства Георгия Гонгадзе, что предварительно обещал. А резонансное убийство журналиста Павла Шеремета в центре Киева по горячим следам раскрыть, скорее всего, так и не удастся.
Противостояние с НАБУ
А вот и поссориться, и даже «помириться» с коллегами из НАБУ Юрий Луценко уже успел. Поводом стал конфликт между двумя ведомствами, во время которого детективы НАБУ якобы устроили прослушивание сотрудников ГПУ из так называемого департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики, который еще называют департаментом «Кононенко-Грановского».
В ГПУ признали действия НАБУ противоправными и устроили обыски на предмет обнаружения аппаратуры для прослушивания. В НАБУ же заявили о задержании их сотрудников следователями ГПУ и даже о применении пыток.
Конфликт удалось урегулировать. К слову, именно медийная значимость Юрия Луценко позволила несколько сгладить «острые углы» конфликта и кое-как мирно разойтись. Впрочем, это уже первый звонок не только в борьбе за полномочия, которую так мастерски вел предшественник Луценко Виктор Шокин. Речь идет о расследовании деятельности именно тех работников ГПУ, которых считают близкими к соратникам Президента, что не может не ложиться тенью на нового руководителя ГПУ.
Задержание бывших «регионалов»
Реабилитацией после конфликта с НАБУ можно считать удачное задержание бывшего председателя фракции «Партии регионов» в Верховной Раде 7-го созыва, влиятельного политика Александра Ефремова. Он уже попадал под следствие и был ранее задержан Генпрокуратурой, однако ему удалось выйти под залог, а предыдущие следователи странным образом «притормозили» расследование в отношении него. На этот раз обвинения звучат очень серьезные – посягательство на государственную целостность и участие в организации сепаратистских республик.
Сомнительны попытки объяснить обществу и несостоятельность допросить бывшего президента Виктора Януковича. В частности, в ГПУ отказали адвокату Януковича в проведении с его участием допроса отдельных свидетелей в уголовном производстве, в частности допроса свидетелей одновременно с допросом подозреваемого Януковича в режиме видеоконференции.
Интересной показалась ситуация и с продвижением по «газовому делу» уже бывшего нардепа Александра Онищенко. Хотя парламент лишил его депутатских полномочий и разрешил арест, Луценко в течение 20 дней не подписывал подозрение против него. Именно благодаря этому Онищенко успел выехать в Великобританию, получив там статус для постоянного проживания.
Русский след
Еще одно громкое событие последних недель – объявления главой ГПУ количества виновных граждан РФ в развязывании войны против Украины. «Всего на данный момент привлечены к уголовной ответственности за участие в решении и ведении агрессивной войны против Украины 39 граждан РФ, из которых 31 военнослужащий Вооруженных сил РФ. В суд направлены обвинительные акты по 10 гражданам РФ, 6 из которых уже осуждены к наказанию в виде лишения свободы от 11 до 15 лет», – заявил Луценко. Интересно то, что официально ни Украина, ни Россия не объявляли войны друг другу. После таких заявлений генпрокурора было бы логичным говорить уже не о проведении АТО, а о полноценных военных действиях.
Более того, Генеральная прокуратура сообщила о подозрении в совершении преступлений против 18 высокопоставленных лиц России, в частности российскому министру обороны Сергею Шойгу и советнику президента России Сергею Глазьеву. Их обвиняют в посягательстве на национальную безопасность Украины.
Напоследок Луценко еще и успел сообщить, что в настоящее время ГПУ работает над сообщением о подозрении президенту РФ Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву. Подобный шаг, скорее всего, поставит точку даже в призрачных надеждах наладить любые дипломатические отношения с Россией.
Важный медийный аспект: Юрий Луценко впервые за 2 года рассказал о расследовании Иловайской трагедии. Фактически, он вместо Президента объявил украинскому обществу достаточно смелый тезис о том, что настоящими виновниками трагедии были действия российского руководства и прямого вмешательства Вооруженных сил РФ на территорию Украины. Поэтому «просчеты» украинских генералов как бы остаются уже второстепенной причиной рокового окружения украинских солдат под Иловайском в августе 2014 года.
Эксперты же в подобной риторике генпрокурора видят нескрываемый популизм. Ведь неизвестно кто и как будет вручать подозрение российским властям и вызвать их на допросы. А без этого любое расследование полностью не сдвинется с места.
«Своих» не трогать?
Аналитики еще до назначения Луценко главой ГПУ предупреждали, что он вряд ли станет в первую очередь внимательно следить и расследовать деятельность членов пропрезидентской команды и своих бывших соратников из «БПП».
Противостояние с НАБУ как раз и является тем предлогом, который очередной раз позволил убедиться в этом тезисе. Выглядело так, что Луценко либо не контролирует свое ведомство, либо откровенно прикрывает ближайшее окружение Президента от любых посягательств со стороны других антикоррупционных правоохранительных органов.
Красноречивым свидетельством дальнейшей близости Луценко к топ-кадрам из пропрезидентской команды является его последний рабочий визит на Кипр, где его сопровождал одиозный депутат Александр Грановский. Именно последний считается наиболее доверенным лицом «серого кардинала» фракции «БПП» в парламенте Игоря Кононенко. А близость Грановского к делам ГПУ грозит очень плохим имиджевым воздействием на любую дальнейшую деятельность нового генпрокурора.
В одном из своих последних интервью Юрий Луценко в очередной раз подчеркнул, что Президент дал ему карт-бланш, мол, «неприкасаемых нет». Впрочем, назвать перечень лиц, близких к команде Петра Порошенко, которые могли бы стать героями резонансных расследований ГПУ, Луценко так и не решился. Правда, первым в списке назвал бывшую руководительницу Киевской ОГА времен президентства Виктора Ющенко Веру Ульянченко, которая якобы проходит обвиняемой по делу о неправомерном выделении земель в Сухолучье под охотничьи угодья экс-президенту-беглецу Виктору Януковичу.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»