По оценке Всемирного банка, два столетия назад всего 12% населения мира было грамотным. С тех пор образование стало гораздо более качественным и доступным для всего общества и такая цифра кажется немыслимой. Тем не менее, 100% уровня грамотности достичь пока не удалось. На это влияет множество факторов, в частности, уровень бедности и неравенства в странах, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, а с недавнего времени еще и последствия пандемии. Подробнее о ситуации с уровнем грамотности в мире – на инфографике «Слово и дело».
Под грамотностью подразумевается умение читать, писать и считать, использовать язык для эффективной коммуникации – то есть это базовые навыки.
В 1820 году, по оценке Всемирного банка, уровень грамотности в мире с возраста средней школы (с 15 лет) составлял 12%, к 1900 году он превысил 20%.
По состоянию на 1980 год уровень грамотности в мире составлял 68%, в 1990 году – 75%.
С тех пор уровень грамотности в мире рос гораздо меньшими темпами. В 2000 году он составлял 81%, в 2010 – 84%, после 2020 – 87%.
Самые образованные страны находятся в Северной Америке, Европе и Центральной Азии – там уровень грамотности составляет 99%. В Восточной Азии и Тихом океане уровень грамотности – 96%, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна – 95%.
На Ближнем Востоке и Северной Африке уровень грамотности среди населения старше 15 лет – 80%, в Южной Азии – 74%.
Самый низкий уровень грамотности в Африке и юг от Сахары – 68%.
Если смотреть по странам, то умеют читать, писать и считать меньше половины населения в Сьерра-Леоне (49%), Либерии (48%), Бенине (47%), Гвинее (45%), Сомали (41%), Нигере (38%), ЦАР и Афганистане (37%), Южном Судане (35%), Буркина-Фасо (34%), Мали (31%) и Чаде (27%).
Напомним, в 2022 году в Украине во второй раз провели международное исследование качества образования PISA. Подробнее о результатах – в материале «Слово и дело».
Также мы писали, как меняются позиции Украины в Индексе человеческого развития.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»