Соцсети без манипуляций: что запрещает закон ЕС о цифровых услугах

Читати українською

В самом разгаре сразу две политические предвыборные кампании – во Франции 30 июня состоится первый тур досрочных парламентских выборов, в США скандальные президентские выборы запланированы на ноябрь этого года. Уже сейчас главные кандидаты Джо Байден и Дональд Трамп активно используют все возможные ресурсы для получения голосов избирателей, в том числе и онлайн платформы. Тем временем в Европе на фоне активных политических процессов обеспокоены влиянием социальных сетей на выбор обычных граждан. В феврале в Евросоюзе вступил в силу специальный закон о цифровых услугах, которым попытались ограничить возможности соцсетей распространять незаконный или манипулятивный контент. Но как показали недавние выборы в Европейский парламент, его результативность сложно назвать крайне высокой. Что конкретно запрещает закон ЕС о цифровых услугах и как следят за соблюдением правил в соцсетях – на инфографике «Слово и дело».

Закон ЕС о цифровых услугах запретил таргетинг на основе отдельных категорий персональных данных. Как он влияет на соцсети и что еще оказалось под запретом – на нашей инфографике.
Закон ЕС о цифровых услугахСлово и делоИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

Закон о цифровых услугах (DSA) вступил в силу в ЕС в феврале этого года. Но еще с августа 2023-го крупные онлайн платформы уже начали менять свои системы и интерфейсы в соответствии с новыми требованиями. Речь идет о тех сайтах и поисковых системах, которые имеют более 45 миллионов пользователей в ЕС.

В исследовании по заказу Департамента Европарламента было сказано: микротаргетирование подрывает свободное и равное участие людей в политической жизни. Ведь нацеливаясь на конкретные социальные группы, политики могут играть на социальных разногласиях. И даже исключать возможность видеть их рекламу людям, которые могут пострадать от их политики. Например, транслировать нетерпимость к людям определенной расы только среди тех, кто уже нетерпим. И сделать так, чтобы к представителям этой расы подобные сообщения не попали.

Законом ЕС, в частности, запрещается следующее:

1.Распространение нелегальных товаров, услуг, контента. Для контроля за соблюдением этого требования есть опция для обозначения пользователями нелегального контента. В свою очередь платформы обязаны сообщать об уголовных правонарушениях.

2. Нарушение основных прав: свобода выражения мнений, плюрализм, свобода медиа Дискриминация. В этом случае предполагается модерация, которая предусматривает удаление или ограничение контента с четким обоснованием решений. Также создан механизм обжалования для пользователей.

3. Неконтролируемая реклама и невозможность ее отключения. Закон предусмотрел опцию отключения персонализированной ленты с рекламой. Также должен быть репозиторий с информацией о платных рекламных кампаниях.

4. Таргетинг на основе отдельных категорий персональных данных: этническая принадлежность, политические взгляды, сексуальная ориентация. Целевая реклама для несовершеннолетних. На наиболее чувствительные темы, на которых чаще всего могут спекулировать рекламодатели, теперь наложили ограничения. Также начало действовать автоматическое определение частных аккаунтов.

5. Нарушения безопасности, конфиденциальности, психического и физического благополучия несовершеннолетних. Для проверки на платформах установлена опция родительского контроля, а также автоматическое определение частных аккаунтов.

В каких странах запрещены Facebook, YouTube, TikTok и другие популярные соцсети и платформыВ каких странах полностью заблокированы Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, Telegram, WhatsApp и TikTok – на инфографике.

Нарушение некоторых пунктов закона о цифровых услугах неоднократно фиксировали во время выборов в Европарламент, которые прошли с 6 по 9 июня. Так, по данным исследователей, во время предвыборной кампании в ЕС Meta маркировала 9 из 10 фейковых материалов специальными отметками. TikTok принял меры в 40% случаев, преимущественно удалив контент. А YouTube вмешивался в споры только в каждом четвертом случае.

Накануне голосования в ЕС общее количество дезинформации достигло рекордного уровня.

Поэтому пока рано прогнозировать, поможет ли закон о цифровых услугах полностью предотвратить распространение незаконного контента в будущем.

Напомним, в Евросоюзе 27 июня согласовали новое руководство на следующие 5 лет. На выборах большего всего мест получила проевропейская и проукраинская «Европейская народная партия», а также левоцентристский «Прогрессивный альянс социалистов и демократов».

«Слово и дело» писало, какой результат на выборах показали партии с антиукраинской и пророссийской риторикой.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: