Аннексия на марше: что сказал Лукашенко о Крыме и почему это плохо для Украины

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В четверг, 4 ноября, президент России Владимир Путин незаконно посетил оккупированный Крым, город Севастополь. Он приурочил свой визит ко «Дню народного единства», который в этот день отмечается в РФ. Помимо паркетных поздравительных мероприятий, Владимир Путин провел вместе с Александром Лукашенко онлайн-заседание высшего госсовета союзного государства России и Беларуси. Результаты этого заседания должны серьезно встревожить Украину.

Владимир Путин прибыл в оккупированный Россией Севастополь около 16 часов по московскому времени, 4 ноября. Его визит был приурочен к празднованию «Дня народного единства». Помимо чисто протокольных и поздравительных мероприятий, Владимир Путин провел онлайн-заседание так называемого высшего госсовета союзного государства России и Беларуси, в котором принял участие и непризнанный президент Беларуси Александр Лукашенко. Итоги этого заседания более чем неприятны для Украины.

Во-первых, Путин и Лукашенко подписали интеграционный декрет союзного государства России и Беларуси. Декрет утверждает все 28 союзных программ, одобренных в сентябре, а также основные направления реализации положений договора о создании союзного государства на 2021-2023 годы. Программы предусматривают интеграцию валютных и платежных систем, общие принципы взимания косвенных налогов, единые подходы по пенсиям и вопросам социального обеспечения. Общей станет макроэкономическая политика, появится совместный рынок нефти и газа. Кроме того, подписана военная доктрина союзного государства, предполагающая усиление совместной группировки войск.

Последнее означает, что соединения ВС РФ теперь смогут практически беспрепятственно зайти на территорию Беларуси под видом «усиления совместной группировки». Под этим соусом Россия могла бы разместить оперативно-тактические комплексы «Искандер» на территории Беларуси таким образом, что они могут угрожать уже непосредственно Киеву. Заявленный радиус действия этих ракетных систем составляет 500 км, а расстояние, например, между Киевом и Гомелем – около 250 км по прямой. Выводы, как говорится, напрашиваются.

Во-вторых, Лукашенко наговорил много других нехороших вещей. К примеру, он поздравил жителей Крыма с российским «Днем народного единства». Но к Украине, частью которой является Крым, этот праздник не имеет никакого отношения. Его не отмечают на территории нашей страны. Значит ли это, что Лукашенко считает крымчан гражданами России, а захваченный полуостров – частью РФ? Дальнейшие слова белорусского лидера лишь укрепляют эти подозрения. В частности, «бацька» сетует на то, что Путин не взял его с собой в Крым. «Украина, вы знаете, закрыла для Беларуси небо, и мы никак не можем попасть через Украину в Крым... Владимир Владимирович мне все обещал-обещал, что возьмет с собой в Крым… Но вот сегодня один уехал и меня с собой не пригласил», – сказал Лукашенко.

Раньше Лукашенко не позволял себе даже намеков на то, что Беларусь может признать российскую принадлежность Крыма. Теперь же он довольно недвусмысленно намекает на эту перспективу. Подобные высказывания, вкупе с подписанными интеграционными документами, создают новую неприятную реальность для Украины.

Тихая российская аннексия Беларуси на марше. Это бросает Украину в стратегическое полукольцо. Помимо гипотетических «Искандеров», нацеленных на Киев, мы теперь будем вынуждены укреплять не только границу с Россией, но и весьма протяженную границу с Беларусью. Это новые затраты, дополнительная нагрузка на наш бюджет, весьма неуместные накануне сложной зимы и вероятного энергетического кризиса.

На этом фоне можно вспомнить о той поддержке, которую Беларусь оказывала нашей стране в самые сложные месяцы 2014 года. В нашу страну шло топливо, электродвигатели, необходимые для вращения башен бронетехники, оптика, автомобильная техника, товары двойного назначения. Тогда это вызывало крайнее неудовольствие в Кремле, а сейчас любое сотрудничество с Беларусью будет сильно затруднено. При всех своих особенностях режим Лукашенко до сих пор не был враждебным для Украины, но теперь ситуация меняется в худшую сторону.

Впрочем, о таких «бонусах» мы уже говорили, когда писали о том, что нынешней украинской власти стоит быть дипломатичнее по поводу президентских выборов в Беларуси (Лукашенко подтвердил президентские полномочия при весьма сомнительных обстоятельствах), которые вызвали массовые протесты в этой стране. Возможно, стоило соблюдать осторожность и по поводу санкций в истории с задержанием Романа Протасевича 23 мая в Минске, чтобы не ухудшать и без того уже плохие украинско-белорусские отношения. Тогда, напомним, Украина закрыла свое воздушное пространство для полетов белорусских авиакомпаний. Об этом, обстоятельстве, кстати, вспомнил Александр Лукашенко 4 ноября.

В любом случае, все это уже в прошлом. А в новой реальности и без того незаконный визит Путина в Крым получает символическое значение. Похоже, в Кремле специально захотели, чтобы Киев услышал белорусские месседжи именно из оккупированного Севастополя.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: