В Украине сегодня отмечают День железнодорожника. К празднику в «Укрзализныце» сообщили сразу две хорошие новости: с 1 декабря железнодорожникам на 10% поднимут оклады, а роста цен в 2022 году на пассажирские перевозки пока не прогнозируют. В то же время сама компания в следующем году подвергнется значительным изменениям. Как обещает реформировать «Укрзализныцю» нынешняя власть, что удалось и не удалось сделать предшественникам – в материале «Слово и дело».
Провести реформу УЗ и обновить подвижной состав: что обещают в Кабмине Шмыгаля
Несколько программных обещаний, которые касаются «Укрзализныци», правительство Шмыгаля уже выполнило. В частности, обеспечить развитие и модернизацию объектов железнодорожной инфраструктуры. На этот год в госбюджете было предусмотрено чуть больше 4 млрд на обновление пассажирского подвижного состава и модернизацию железнодорожной инфраструктуры. «Укрзализныця» подписала соглашение с Крюковским вагоностроительным заводом на поставку 100 пассажирских вагонов, первая партия которых будет до 2022 года. Кроме того, в течение 2020 года было обновлено больше 7 тысяч единиц подвижного состава УЗ.
По обновлению подвижного состава в программе Кабмина было отдельное обещание, оно выполнено. Кроме обновления, 7 тысяч единиц состава, отремонтировано почти 7 тысяч грузовых вагонов, куплено 28 пассажирских вагонов, модернизировано 126 локомотивов, капитально отремонтировано два скоростных подвижных состава.
Одно из самых главных обещаний, над которым должны работать и Шмыгаль, и министр инфраструктуры Александр Кубраков – провести реформу «Укрзализныци» – остается в процессе выполнения. Напомним, что компанию хотят разделить на отдельные субъекты хозяйствования: оператора инфраструктуры, грузового перевозчика и пассажирского перевозчика.
В процессе выполнения обещания перевести общественно важные пассажирские железнодорожные перевозки на контрактные заказы, усовершенствовать систему тарифообразования при перевозках по ж/д, обеспечить либерализацию рынка железнодорожных перевозок.
Лично глава Мининфраструктуры Кубраков обещал повышать тарифы только для грузовых перевозок «Укрзализныци»: «Мы не можем не повышать цены на перевозки. Поэтому мы точно будем это делать, не для пассажирских. Подчеркиваю не для пассажирских, а именно для грузовых». Пока министр держит слово.
Какие обещания по «Укрзализныце» выполнил и провалил экс-министр инфраструктуры Криклий
Владислав Криклий побывал министром инфраструктуры при двух премьер-министрах – Алексее Гончаруке и Денисе Шмыгале.
Криклий провалил обещание из программы Кабмина Гончарука привлечь инвестиции в улучшение состояния железнодорожных вокзалов с использованием государственно-частного партнерства. Пока работал Гончарук этого не произошло, а в программе нового правительства обещание не сохранилось.
Пока Криклий был министром он не успел реформировать «Укрзализныцю», а также усовершенствовать систему тарифообразования при перевозках железнодорожным транспортом. Реформу нынешний Кабмин планирует провести до 2023 года.
Также Криклий не выполнил обещание в 2020 году заказать строительство до 100 пассажирских вагонов.
Экс-министр выполнил обещание в 2020-м модернизировать инфраструктуру припортовых железнодорожных станций. За год ремонтные работы провели на станциях Октябрьская (Николаев) – отремонтировали 3 пути, Береговая (Одесская область) – отремонтировали 2 пути и 2 стрелочных перевода, Черноморск-Порт – отремонтировали 4 стрелочных перевода.
Во время первого локдауна в 2020 году Криклий обещал, что после карантина все граждане получат деньги за неиспользованные билеты. В мае этого года в министерстве отчитались, что «Укрзализныця» вернула средства всем пассажирам, которые обратились за возмещением стоимости билетов. Было возвращено почти 708 тысяч проездных документов на общую сумму 250 млн грн.
Криклий также обещал ввести в «Укрзализныце» частную тягу. 16 декабря был заключен первый договор по экспериментальному проекту – с ООО «Украинская локомотивостроительная компания».
Судьба «железнодорожных» обещаний Кабмина Гройсмана
В правительстве Владимира Гройсмана была настоящая «гонка» за количеством построенных и отремонтированных вагонов. Сам Гройсман обещал за 2017 год построить 9 тысяч вагонов для компании (провалил обещание, построили только 2,6 тысячи) и отремонтировать 14 тысяч (выполнил, отремонтировали даже в два раза больше), в 2018 году обещал капитально отремонтировать 160 пассажирских вагонов (выполнил, отремонтировали 575).
Тогдашний министр инфраструктуры Владимир Омелян обещал в 2017 году капитально отремонтировать 200 пассажирских вагонов «Укрзализныци» (выполнил, отремонтировали 605 вагонов), в 2018 году обещал модернизировать 10 тысяч грузовых вагонов (провалил, модернизировали 7,7 тыс.), в 2018 году обещал построить для «Укрзализныци» 3,6 тыс. грузовых вагонов (не выполнил, построили 3,4 тысячи).
Кабмин Гройсмана провалил программное обещание завершить реформирование железнодорожного транспорта, в частности, повысить его эффективность и качество услуг, а также разграничить функции хозяйственные и железнодорожного транспорта. Стратегию реформирования «Укрзализныци» до 2023 года Кабмин принял только за пару месяцев до своей отставки.
Омелян не выполнил обещание ввести новые стандарты санитарных норм для пассажирских вагонов «Укрзализныци». «Откажемся от подушек на «перьях» и одеял в пыли. Будет введен европейский сервис, который полностью будет отвечать гигиене и удобству. Снимем «занавески», только ролеты на окнах», – рассказывал Омелян в 2016 году.
Некоторые детали действительно изменили. УЗ получила новые вагоны, в которых установлены розетки в купе, есть полки для багажа нестандартных размеров и автоматы для приготовления кофе. Было введено также питание в ночных пассажирских поездах. Но стандарты на счет «подушек и одеял» остались прежними.
Как и обещал Омелян, Украина расширила грузовое железнодорожное сообщение со странами Евросоюза. «Укрзализныця» запустила регулярный контейнерный поезд между Украиной и Польшей. Также Украина, Беларусь и Литва запустили новый контейнерный поезд Containerships train.
Гройсман в начале 2017 года обещал сделать все, чтобы «Укрзализныця» была успешным предприятием. По итогам 2017-го компания получила 100 млн грн прибыли, при том, что за 2016 год убыток составил 7,3 млрд. Прибыль по итогам 2018 года ‒ 203,9 млн грн. Так что премьер с обещанием справился.
Напомним, на инфографике «Слово и дело» можно посмотреть, как часто с 2011 года в «Укрзализныце» менялся руководитель и какую чистую прибыль или убыток получала компания.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»