От перестановки слов смысл не меняется: как в Раде хотят убрать «общепит» из законодательства

Читати українською

Почему из законодательства хотят убрать термин заведения общественного питания и как это может повлиять на продажу алкоголя на разлив, читайте в материале Слово и дело.
Слово и дело

Народные депутаты от фракции «Батькивщина» предложили внести законодательные изменения в сферу общественного питания. Соответствующий законопроект предлагает убрать устаревший советский термин «общепит» и заменить его на «заведения ресторанного хозяйства». По словам авторов документа, это должно помочь в борьбе с нелегальной продажей алкоголя. В феврале прошлого года Рада поддержала проект закона в первом чтении, но дальше процесс приостановился. В чем суть предлагаемых изменений и что не до конца продумали в законопроекте, читайте в материале «Слово и дело».

Какие проблемы поднимает законопроект

Основной вопрос, который поднимают авторы законопроекта №2136 – продажа алкоголя на разлив в местах, не предусмотренных законом.

В статье 15 закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков...» указано, что для продажи алкоголя на разлив необходимо иметь статус «заведение общественного питания».

«Продажа алкогольных напитков на разлив для потребления на месте разрешается только субъектам хозяйствования общественного питания и специализированным отделам, которые имеют статус субъектов общественного питания, предприятий с универсальным ассортиментом товаров», – сказано в законе.

По словам авторов законопроекта, в настоящее время на законодательном уровне существует несоответствие по определению понятия «ресторанное хозяйство» и «общественное питание», которые по своему содержанию являются равнозначными.

В действующем законе Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» сказано, что заведениями общественного питания являются рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, пиццерии, кулинарии, киоски или другие заведения независимо от территориальных признаков.

То есть в этих местах разрешено продавать алкоголь на разлив.

Однако юрист Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса города Киева Виктория Бачинская в комментарии «Слово и дело» объяснила, что некоторые предприниматели фактически злоупотребляют терминологией.

«Пользуясь недостаточно четко определенным понятием «общепит», некоторые предприниматели, имеющие лицензию на продажу алкогольных напитков, с легкостью обходят запрет на торговлю алкоголем и осуществляют продажу алкогольных напитков на разлив в заведениях, которые не относятся к заведениям общественного питания», – отметила она.

Что предлагают изменить авторы законопроекта

Законопроект предлагает убрать устаревший термин «общепит» и заменить его на «заведения ресторанного хозяйства».

По мнению авторов, тогда определенные категории не смогут продавать алкогольные напитки на разлив.

Также в документе прописано увеличение штрафов за незаконный разлив алкоголя с 6 800 грн до 10 размеров заработной платы.

По состоянию на конец сентября, минимальная зарплата в Украине составляет 6 тысяч гривен, с декабря 2021 года – 6,5 тысяч гривен (то есть штраф 65 тысяч гривен).

Законопроектом, в частности, предусматривается дополнить перечень видов обязательного страхования в статью 7 закона «О страховании».

Предлагается ввести обязательное страхование гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни или здоровью третьих лиц (посетителей) в результате проведения ресторанной деятельности.

По мнению юриста Виктории Бачинской, такие изменения дадут положительный результат.

«Эта норма вводится для усиления ответственности владельцев ресторанов и кафе, и, безусловно, является положительной для потребителей, поскольку последние несколько лет стали частыми случаи отравления людей в заведениях питания. Таким образом, после начала действия закона права потребителя будут защищены, к тому же, страховые компании легче будут преодолевать финансовые трудности при страховом случае», – отметила она.

Какие пробелы есть в законопроекте

Заменив один срок на другой, было бы логично ожидать, что тогда из перечня разрешенных мест для продажи алкоголя на разлив выпадут определенные заведения. Например, кабаки и закусочные.

Именно такие места чаще всего связывают с подпольной или не совсем легальной реализацией алкоголя. «Не совсем» – так как с юридической точки зрения так называемые «наливайки» могут получить статус заведения общественного питания, но фактически до таких заведений они не дотягивают, потому что не соответствуют всем необходимым стандартам.

Поскольку законопроект предлагает заменить термин «заведения общественного питания» на «заведения ресторанного хозяйства», алкоголь на разлив можно будет продавать только в этих местах.

Однако проблема законопроекта в том, что содержание термина и перечень учреждений, которые будут принадлежать к ресторанному хозяйству, не изменился.

То есть алкоголь как и раньше можно будет продавать на разлив в киосках и закусочных.

Термин «закусочная» также довольно широкое определение, под которое и подпадают немало сомнительных заведений.

В Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений по торговой сети и сети ресторанного хозяйства сказано, что закусочная – это место, где готовят несложные блюда, подают холодные и горячие напитки и различные хлебобулочные изделия.

Подобная ситуация с киосками и буфетами, которые также относятся к заведениям ресторанного хозяйства.

Поэтому даже с принятием предложенного законопроекта, во всех этих вышеперечисленных местах будет не запрещено продавать алкогольные напитки на разлив (при наличии соответствующей лицензии).

Юрист Виктория Бачинская отметила, что сама идея законопроекта (о нивелировании возможности незаконной продажи алкоголя) является безусловно положительной и нужной для общества, но, однозначно, требует доработки.

«Остается непонятным, как авторы планируют бороться с вышеприведенным явлением, если по сути меняется только сам термин, а не его содержание, значение. Проект закона в целом является нужным для общества, но в определенной степени еще не совсем доработан и продуман по всем аспектам. Законодательство Украины и так содержит немало декларативных, не действующих на практике норм, поэтому при принятии новых нормативно-правовых актов или внесении изменений к ним, законодателям нужно это учитывать и создавать нормы, которые обеспечат удачную реализацию и эффективность предложенного», – отметила юрист.

Отметим, что законопроект направлен в Верховную раду еще в сентябре 2019 года. В начале 2020 года его приняли в первом чтении. Сейчас процесс в определенной степени остановился, ведь последние изменения были почти год назад.

Напомним, еще в июле в «Слуге народа» предложили запретить продажу алкогольных и табачных товаров в магазинах, торгующих продуктами питания, товарами для детей и спортивными товарами.

Как менялись стоимость и объем продаж отечественного алкоголя, можно посмотреть на инфографике.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: