Заседание начинается: можно ли считать Крымскую платформу успехом для Украины

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В понедельник, 23 августа, в Киеве стартует учредительный саммит «Крымской платформы». Его главная задача – вернуть вопрос российской оккупации украинского Крыма в мировую повестку дня. И, судя по событиям, которые разворачивались накануне саммита, украинскому руководству это уже удалось.

Саммит был организован по инициативе украинской власти. Его главной задачей является обсуждение проблемы деоккупации Крыма, безопасности в Азово-Черноморском регионе, соблюдения прав человека на оккупированном Россией полуострове, также вопросов, связанных с введением новых санкций в отношении РФ за агрессию против Украины.

На сегодняшний день участие в Крымской платформе подтвердили представители 45 государств и международных организаций. 14 стран (включая Украину) будут участвовать на уровне президентов и глав правительств. Среди них, Польша, Финляндия, Литва, Латвия и Эстония – это те страны, которые не понаслышке знают, что такое российская агрессия. Приедет в нашу страну и президент ЕС, Шарль Мишель.

Безусловно, в Киеве ожидали, что такие важные для Украины игроки, как США, Германия, Великобритания и Турция также будут представлены на самом высоком уровне. Но Турция и Германия пришлют своих министров иностранных дел, от Великобритании приедет министр обороны, а США отправят в Киев министра транспорта.

Считать ли это провалом? На фоне плохих для Украины договоренностей между США и Германией по «Северному потоку-2», снижение уровня представительства именно этих государств на «Крымской платформе» ‒ нехороший симптом. Прибытие на саммит министра обороны Великобритании вряд ли стоит считать «зрадой», потому что именно военное сотрудничество между Украиной и Великобританией сейчас активно и развивается. Отношения с Турцией в той же военной сфере у нас идут своим чередом. Может и стоило бы посетовать на то, что в Киев не приедет сам Реджеп Эрдоган, но и Мевлют Чавушоглу – фигура достаточно влиятельная.

Крымская платформа: какие цели саммита и на каком уровне будут представлены участникиНа саммите Крымской платформы будут представители около 40 стран и международных организаций. Подробнее о мероприятии – на инфографике.

Главное, на что следует обратить внимание – это на реакцию России. Безусловно, Крымская платформа ‒ это не та площадка, где всерьез будет обсуждаться военная операция по освобождению Крыма. По большому счету, Кремль мог бы вообще игнорировать саммит, как мероприятие, которое никоим образом не изменит нынешний статус Крыма, как оккупированной территории. Однако этого не случилось. Наоборот, в Москве отнеслись к киевской встрече очень серьезно, назвав ее «посягательством на территориальную целостность РФ». Кремль приложил максимум усилий для того, чтобы уменьшить круг участников Крымской платформы, а то и вообще сорвать саммит.

Представители РФ прибегали даже к откровенному шантажу в адрес вероятных участников саммита. К примеру, так называемый «вице-премьер» в оккупационном «правительстве» Крыма Георгий Мурадов называл будущий саммит «провокацией» и грозил его гостям «болезненными последствиями». К таковым он относил введение санкций, арест активов на территории РФ и даже запрет въезда в Россию.

Серьезно отличился в этом отношении министр иностранных дел Сергей Лавров. 12 августа он незаконно прибыл в оккупированный Крым, где провел встречу с участниками арт-кластера «Таврида» в Судаке. Во время встречи господин Лавров назвал саммит «шабашем»,  на котором «Запад будет продолжать пестовать неонацистские, расистские настроения в современной украинской власти».

Угрозы россиян частично достигли цели. Именно нежеланием злить Кремль можно пояснить тот факт, что многие страны (те же США и Германия) не прислали своих самых высоких представителей. С другой стороны, столь нервная реакция российских руководителей говорит о том, что своей главной цели – вернуть «крымский кейс» в международную повестку дня – организаторы саммита добились. Ведь Кремль всегда пытался максимально заболтать проблему оккупации Крыма, забросать ее другими информационными поводами – Донбассом, Сирией, «Северным потоком-2».

Теперь главный вопрос, а что дальше? Знает ли Киев, что делать после того, как саммит завершится? Ведь, как уже говорилось выше, сама по себе Крымская платформа не приведет к деоккупации Крыма до тех пор, пока Россия считает его своим.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: