«Окно Овертона»: почему в «Слуге народа» заговорили о сокращении армии

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия допустил сокращение численности Вооруженных сил. По мнению господина Арахамии, это позволило бы уменьшить бюджет проедания, а высвободившиеся средства направить на модернизацию армии. Риторика Давида Арахамии заставляет вспомнить о печальной истории развития ВСУ в довоенные годы, которая привела к полному упадку украинской армии и ее неготовности отразить российскую агрессию.

Резонансное заявление по поводу возможного сценария развития ВСУ Давид Арахамия сделал в эфире одного из телеканалов. Ведущие телешоу затронули вопрос о гипотетическом уменьшении численности украинской армии, чтобы сэкономленные деньги потратить на перевооружение. Присоединившийся к дискуссии Давид Арахамия, согласился с тем, что нужно хотя бы «начать разговор» и провести расчеты возможного сокращения численности ВСУ либо увеличения военного бюджета.

«Но мы понимаем, что бюджет – это цифра, которой всегда не хватает. Статья для обороны защищена, но средств, чтобы перевооружать армию, приобрести новые вещи, новое вооружение, новые технологии, заниматься обучением, всегда недостаточно. Поэтому, если мы будем уменьшать бюджет проедания и немного увеличивать бюджет на развитие и инновации, то способность нашей армии будет расти. А это нам надо для того, чтобы сдерживать военную агрессию Российской Федерации», – сказал Давид Арахамия.

Здесь нужно сделать важное отступление. Идея экономить бюджет за счет сокращения численности вооруженных сил – не нова. Именно в этом и заключалась вся концепция реформирования и развития ВСУ, которая воплощалась в жизнь после обретения Украиной независимости, когда нам достался советский воинский контингент численностью в 980 тысяч человек; и заканчивая 2014 годом, когда это количество ужалось до 168 тысяч военных и гражданских служащих. Предполагалось, что высвободившиеся бюджеты будут направлены на модернизацию и создание профессиональной, полностью контрактной армии. Это должно было сделать ВСУ относительно малочисленной, но хорошо оснащенной, способной выполнять задачи на локальном участке боевых действий структурой.

В основе этой концепции лежало утверждение, что, по крайней мере, в среднесрочной перспективе Украине не грозит военный конфликт ни со странами НАТО, ни с Россией, поскольку практически со всеми соседями у Киева существовали партнерские отношения.

Впрочем, сокращение численности ВСУ не приводило ни к экономии, ни к модернизации. Военное имущество активно распродавалось, а военный бюджет хотя и рос, но не так быстро, как следовало бы. Поэтому на протяжении 23 лет независимости украинская армия страдала от хронического недофинансирования, что привело к ее упадку и неготовности даже к локальным боевым действиям. А российская агрессия 2014 года сделала несостоятельным и тезис о том, что какая-либо война Украине не грозит.

Поэтому в 2014 году начался процесс дооснащения и увеличения численности ВСУ, что совершенно естественно для воюющего государства. Постепенно численность украинской армии была доведена до 250 тысяч человек. На самом деле и эта цифра не взята с потолка. Во времена президентства Виктора Ющенко существовали теоретические обоснования о том, что Украина, не вовлеченная в какие-либо системы коллективной безопасности, должна иметь армию, примерно равную 300 тыс. человек.

Давид Арахамия, как член комитета Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, а в 2014 году – активный волонтер, помогавший Вооруженным силам, не мог не знать об этой истории. Тогда зачем же он делает заявления, которые возвращают нас к довоенным годам тотальной распродажи и развала вооруженных сил?

На самом деле Давид Арахамия не сказал ничего такого, что в ближайшее время могло бы привести к откату назад. Во всяком случае, решения о стратегии развития ВСУ точно лежат вне его компетенции. Но заявление нардепа вполне входит в концепцию «окон Овертона», когда абсолютно недопустимое утверждение постепенно переходит в разряд приемлемых и разумных, а затем превращается в действующую норму.

На фоне растущего экономического кризиса, в проекте госбюджета на 2021 год впервые за все время существования независимой Украины не предусмотрено увеличение финансирования Вооруженных сил. И хотя конечная редакция госбюджета может быть другой – это уже тревожный сигнал, говорящий о том, что способность государства вести войну и содержать многочисленную армию подходит к пределу. А значит кто-то должен открыть «окно Овертона» и начать обсуждение недопустимого…

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: