Введение обещанной президентом Украины Владимиром Зеленским ипотеки под 10% вполне возможно, но при условии, что коммерческим банкам это будет выгодно. Для этого, в частности, изменяются правила регистрации недвижимости, которая находится в ипотеке. Об этом в комментарии «Слово и дело» рассказал кандидат юридических наук Геннадий Дубов.
Министр юстиции Денис Малюська пояснил, что предложенными изменениями в правила регистрации «прописаться» в квартире или доме, находящимися в ипотеке, станет сложнее, так как потребуется разрешение ипотекодержателя, то есть банка (или доверительного собственника для доверительной собственности).
«Это упростит перевод взыскания на ипотечную недвижимость. Правда, ипотек сейчас почти нет, поэтому реформа направлена, скорее, на будущее», – прокомментировал Малюська решение Кабмина.
По мнению Геннадия Дубова, ипотека под 10% – давно назревший вопрос, и эту инициативу президента можно только приветствовать.
«Сейчас нет каких-либо ограничений для ее внедрения, скорее, существуют некоторые препятствия. Ипотека – это кредит под залог недвижимости. Когда банк выдает ипотеку и в этом жилье регистрируют несовершеннолетних детей, то потом, если появляются долги, банку достаточно сложно забрать квартиру, потому что у нас действующий Жилищный кодекс еще Украинской ССР, который, по сути, противоречит Гражданскому кодексу в этой части», – пояснил юрист.
То есть, с одной стороны, устаревший Жилищный кодекс гарантирует право на жилье, в том числе и детям, но их достаточно трудно снять с регистрации и выселить, с другой стороны, тот, кто вовремя не рассчитался за ипотечное жилье, должен покинуть его, потому что оно переходит в собственность банка.
Банки инициативой смены правил регистрации хотят упростить себе взыскание за теми объектами ипотеки, по которым будут возникать долги даже под 10%.
Дубов убежден, что банки могут кредитовать под 10%, потому что сейчас учетная ставка НБУ составляет 8%.
«Что такое учетная ставка? Это кредит, который Нацбанк дает коммерческим банкам. Поэтому зарабатывая эти 2%, учитывая определенные расходы, банки могут зарабатывать, пусть и на грани рентабельности. Важно, чтобы банки эту идею не выхолостили, обязывая клиентов платить определенные комиссии, или страховать предмет ипотеки по повышенным тарифам», – отметил юрист.
Ранее банки кредитовали покупку жилья под высокие проценты, поскольку закладывали в них свои возможные риски.
«Даже по действующему законодательству можно снимать с регистрации детей, но это длительный судебный процесс. И банки закладывали в стоимость ипотеки в том числе и вероятные будущие судебные издержки. То есть высокая процентная ставка включала в себя, условно говоря, услуги юристов, которые занимались процессом снятия с регистрации детей из имущества должников», – сказал Геннадий Дубов.
Сейчас, когда банкам предлагают выдавать ипотечные кредиты на грани рентабельности, они уже не смогут финансировать долгие судебные процессы. Поэтому они хотят, чтобы им дали возможность сразу забирать просроченное по ипотечным платежам имущество.
При этом, по словам Геннадия Дубова, обойти систему и не регистрировать детей в ипотечном жилье банки не могут.
«У нас действующий Жилищный Кодекс 1983 года, где в преамбуле этого документа по сей день идет речь об Октябрьской революции, социалистическом строительстве и так далее. Жилищный кодекс никто не берется менять, так как это может вызвать определенный социальный резонанс. Люди подумают, что их пытаются лишить права на жилье, и обязательно найдутся политики, которые об этом будут активно говорить. Такие реформы очень болезненно воспринимаются обществом, поэтому все стараются избегать этой темы», – пояснил юрист.
Что касается извечного вопроса, как купить жилье на стадии строительства и не потерять деньги из-за недобросовестных застройщиков, Геннадий Дубов отметил: «Застраховать себя от рисков можно только тогда, когда человек покупает жилье, которое введено в эксплуатацию, и при этом оформляется твердый договор купли-продажи. К сожалению, любой дополнительный договор не поможет, если застройщик поведет себя не так, как того требует закон».
Ранее «Слово и дело» писало, что в Минфине объяснили, почему пока не запускают ипотеку под 10%.
Введение ипотеки под 10% является лишь амбициозными планами или объективной реальностью, разбирался политолог Александр Радчук.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»