Как будут контролировать цены на социальные товары и в чем риск?

Читати українською
Дмитрий Яблоновскийфинансовый аналитик

На заседании правительства 22 апреля было принято постановление «О мерах по стабилизации цен на товары, которые имеют существенную социальную значимость, товары противоэпидемического назначения». Документом утвержден перечень товаров и порядок декларирования изменения розничных цен на них. В комментарии порталу заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский пояснил, что продавцы, розничные сети теперь должны сообщать в Госпродпотребслужбу, если повышают цены на определенные группы товаров. Такой механизм не является госрегулированием цен.

«Это, скорее, не госрегулирование, а мониторинг цен. Теперь в случае повышения цен производители обязаны уведомить о своем решении. Насколько это обоснованно, будут уже выяснять. Производители, вероятно, будут понимать, что если повышение цен необоснованно, то это может заинтересовать АМКУ, будут проверки на предмет того, был ли какой-то сговор на рынке», – пояснил Яблоновский.

Экономист подчеркнул, что разница между таким режимом мониторинга и госрегулированием цен колоссальная.

Продукты на дом: службы доставки в период карантина не справляются со спросомМы провели эксперимент и попробовали сделать онлайн-заказ продуктов в разных супермаркетах Киева. Вот, что из этого получилось.

«Мы все помним, когда гречку расфасовывали по 900 грамм в упаковку, когда появились упаковки молока по 0,9 л. Ничего не сработало. Но это не значит, что государство не может следить за ценами, за причинами повышения цен», – добавил Яблоновский.

Он заметил, что мониторинг – приемлемый подход, более пагубный инструмент – регулирование цен. Большой риск того, что будут раздавать указания, какой товар по какой цене продавать просто потому, что кто-то так решил.

«Важно, чтобы государство оставалось в рамках мониторинга и не пыталось директивно установить цену. Это приведет к дефициту. Государство не должно указывать, что нужно продавать гречку по определенной цене за килограмм. Гречневый кризис мы уже проходили», – констатировал Дмитрий Яблоновский.

По его словам, действительно объективные причины повышения цен могут быть, например, когда отсутствует достаточное предложение какого-то товара, но иногда цены завышают из-за недобросовестной политики отдельных игроков рынка.

Экономист уточнил, что поведение производителя в вопросе цен зависит от его мотивации. Иногда также бывает, что уплатить штраф проще, поэтому важна также работа АМКУ, который может установить очень большие штрафы.

Эксперт при этом добавил, что открытый вопрос в данной ситуации относительно того, как поведут себя суды, поддержат ли Антимонопольный комитет.

«Если производитель понимает, что определенного товара нет по объективным причинам и повышает цену, или поставщики повысили цену – это одно дело. Однако, если производитель повышает цену, а экономических оснований нет, то производитель должен задуматься, стоит ли рисковать. Ведь нужно сообщить в Госпродпотребслужбу, а уже завтра АМКУ может начать расследование и выписать штраф. Идея в том, чтобы продовольственные сети задумались над этим, внимание государства сейчас будет повышено к таким нарушениям», – прокомментировал заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский.

«Слово и дело» решило разобраться, насколько доступна онлайн-доставка из супермаркетов во время карантина и сколько придется ждать, чтобы получить продукты от того или иного ритейлера.

Напомним, «Слово и дело» зафиксировало основные экономические показатели на момент избрания Владимира Зеленского и посмотрело, как они изменились сейчас.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: