10 сентября на вечернем заседании ВР приняла в первом чтении альтернативный законопроект №1053-1 и законопроект №1073 относительно детенизации наличных расчетов. Согласно тексту законопроекта №1053-1 предпринимателям предлагается использовать программные РРО наряду с традиционными, упрощается процедура регистрации такого аппарата. Документ закрепляет штрафы за нарушения работы с РРО. В частности, штрафы за выдачу чека на неполную сумму стоимости товаров (услуг) или, например, за непроведение расчетных операций через РРО, увеличиваются до 150% стоимости товара — за первое нарушение и до 250% стоимости — за следующие. Законопроект №1073 предусматривает создание механизма кэшбека. При его принятии украинские потребители смогут требовать возврата денег за покупки на суму более 100 грн в случае нарушений во время проведения расчетной операции.
Юрист Андрей Вигиринский предполагает, что в связи с предложенными изменениями, которые делают обязательным использование РРО для большого количества субъектов хозяйствования, возникнет вопрос взаимосвязи между регистратором и фискальным сервером контролирующего органа.
По его словам, субъекты хозяйствования, которые будут использовать программные регистраторы расчетных операций, должны подавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные фискальные отчеты и электронные фискальные чеки с использованием квалифицированной электронной подписи и электронной отметки времени.
В случае обнаружения неисправности программного регистратора в течение дня средствами электронной связи следует сообщить об этом контролирующий орган, производителя, центр обслуживания, уточнил юрист.
Он также добавил, что на период выхода из строя программного регистратора проведение расчетных операций не осуществляется до момента устранения неисправности.
Эксперт констатировал, что в случае отсутствия связи между сервером и регистратором проведение расчетных операций осуществляется в режиме не более 36 часов, в пределах диапазона номеров фискальных номеров. Если такой диапазон не получено, то операции не осуществляются.
«Регистраторы не применяются при реализации продукции собственного производства (за исключением ювелирных изделий, медикаментов, техсредств с гарантийным обслуживанием), а также при осуществлении физическими лицами торговли продуктовыми или промтоварами за наличные средства на рынках», — конкретизировал Вигиринский.
Юрист обратил внимание на норму, которая запрещает использование программно-технических комплексов самообслуживания по приему налички для дальнейшего перевода необорудованными РРО или программными регистраторами, вероятно, речь идет о боксах финуслуг.
Кроме этого, исключена норма, которая освобождала от обязанности использования РРО тех, кто при реализации товаров получал льготный торговый патент, отметил эксперт.
По его мнению, система требует тестового периода функционирования, чтобы понять насколько она сможет обрабатывать фискальные чеки со всей Украины.
Юрист уточнил, что информации о работе в тестовом режиме, которая предоставила бы гарантии того, что серверы сработают, пока не было. «Например, что делать, если возникнет сложная ситуация с обеспечением трафика в сельской местности, где один провайдер? Там эта проблема преодолевается в течение недели. Согласно закону торговля должна быть остановлена после лимита. Закрывать магазин?», — предположил эксперт.
Он также выделил норму о переходном периоде до 2020 года для ФЛП 2-й группы, которые сегодня не обязаны использовать РРО, если сумма дохода за год не превышает 1 млн грн.
Он уточнил, что после завершения срока действия данной нормы 31 декабря 2020 года РРО будут обязательны для всех форм малого предпринимательства, ФЛП, независимо от суммы доходов. Если в дальнейшем не будет принято изменений в законодательстве.
По его мнению, не исключено, что в конце 2020 года немалое количество людей начнет задумываться о прекращении предпринимательской деятельности.
«Это непопулярный, неудобный и болезненный шаг для малого бизнеса. В Украине бизнес привык работать в условиях двойной бухгалтерии. Преодолеть негативные последствия с точки зрения госбюджета можно, однако только снизив процент теневой экономики, что возможно путем комплексного учета операций. Впрочем, всегда есть обратная сторона, например, переход предпринимателей в статус безработных», — объяснил юрист.
По его мнению, предпринимателям надо понимать, что за год нужно будет обеспечить целый комплекс изменений, касающихся учета доходов по расходному принципу, пересмотреть условия предоставления социальной помощи и другие льготы, в том числе субсидии, уменьшить лимиты денежных операций в наличных, провести нулевое декларирование и качественно улучшить систему администрирования налогов.
Юрист акцентировал, что это непопулярные шаги, но они необратимы с точки зрения публичных финансов, а сроков на их внедрение крайне мало. Эксперт также положительно оценил законодательную инициативу о возможности получения потребителем компенсации, но отметил, что этот процесс не будет быстрым.
Вигиринский пояснил, что потребитель может получить 100% компенсации в том случае, когда контролирующий орган взыщет сумму штрафа с субъекта предпринимательства, из которой потом перечислят гражданину сумму компенсации.
По словам юриста, проверка подлинности фискального чека осуществляется на запрос покупателя через электронный кабинет, доступ в кабинет нуждается в средствах идентификации, а потому нужны определенные усилия гражданина.
Специалист уточнил, что при формировании жалобы нужно также заполнить соответствующую форму, указав данные продавца, собственный номер банковского счета для зачисления средств, наименование товара, приобретенного вместе с электронными копиями документов.
«Учитывая, что сумма штрафа в конкретных случаях составляет 150%/250% от цены и стоимости товара, а заявитель получает 100%, то 50% и 150% соответственно получают органы государства. История двойной выгоды», — констатировал эксперт. По его словам, для доступа к электронному кабинету требуется регистрация и цифровая подпись, которую имеет не каждый рядовой украинец.
«Поэтому не каждый даже сознательный гражданин сможет получить компенсацию. Если у налогоплательщика нет электронного кабинета и органы фискальной службы не владеют информацией о личности, то не смогут компенсировать расходы», — разъяснил он.
Юрист акцентировал, что получить деньги можно только в той ситуации, когда состоялось взыскание и зачисление суммы средств в госбюджет. Для этого следует пройти все инстанции обжалования, что может затянуться на длительное время.
«Это не станет легким способом зарабатывания денег для определенной категории граждан. К тому же, будучи разоблачителем людей, которые нарушают права потребителя, гражданин также раскроет большое количество информации о собственном доходе, уплате налогов», — резюмировал Андрей Вигиринский.
Напомним, в случае принятия соответствующие законы вступят в силу через 6 месяцев со дня, следующего за днем их опубликования.
Ранее «Слово и Дело» разобралось, как нардепы собираются помочь бизнесу.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»