«Слово и Дело» подсчитало, сколько законопроектов приняла в первом чтении Верховная рада VIII созыва и поинтересовалось у юриста их дальнейшей судьбой. Также мы узнали, что должен сделать президент, чтобы все его законодательные инициативы, поданные во время работы парламента минувшего созыва, «не сгорели», а были рассмотрены в парламенте нового созыва.
В течение работы последнего созыва Рады нардепы успели принять 81 законопроект в первом чтении. Все они должны быть рассмотрены во втором чтении во время работы нового парламента. Об этом «Слово и Дело» проинформировал юрист Николай Мельник.
«Согласно действующему регламенту Верховной Рады они не аннулируются, а переносятся на новый созыв и должны быть рассмотрены во втором чтении. Поэтому непосредственно с момента первого дня чтения, после перерегистрации, эти законопроекты можно рассмотреть в сессионном зале», — пояснил специалист.
При этом не обязательно давать время на внесение правок. Большинство законопроектов, которые уже прошли первое чтение, касается судопроизводства и реформы социальной сферы (по 11 законопроектов по каждой теме).
Нардепы не успели принять еще 10 законопроектов по экономической и финансовой реформам, и 8 — по IT и инновационному сектору.
Зависли после первого чтения 7 документов по реформе государственного управления и по 6 законопроектов, касающихся ВСУ, ВПК и сектора национальной безопасности, а также экологии. Также не дошли руки у парламентариев до совершенствования законодательства в сфере культуры, искусства и СМИ (4), административной, аграрной, медицинской реформ и миграционной политики (по 3 законопроекта) и ряда других важных документов.
«Я уверен, что половина из этих законопроектов уже устарели, так как среди них есть такие, которые были приняты в первом чтении еще в 2016 году, а сейчас уже 2019-й. Не думаю, что новый созыв будет этим заниматься. На взгляд нынешней власти, все, что было до неё — плохое и преступное, поэтому, скорее всего, она будет делать вид, что тех законопроектов вообще не существует», — убежден Мельник.
Относительно тезиса, прозвучавшего от ЗеКоманды, что она планирует работать по принципу «отменяем два предыдущих закона и принимаем один новый», юрист объяснил, что это невозможно.
«Если спикер парламента подписал закон, и он находится на подписи у президента, то глава государства может только наложить вето. Процедура прописана в регламенте, поэтому перед тем, как отменять, надо внести изменения. Что касается подписания законов президентом, необходимы изменения в Конституцию. И 300 голосов они на такое дело однозначно не найдут», — заверил Мельник.
Поскольку нардепы не несут ответственности за свою законотворческую деятельность, то судьба 81 законопроекта, прошедшего первое чтение, весьма призрачна, ведь никто не может заставить парламентариев их рассматривать. Юрист отметил, что, в целом, политическую ответственность за эффективность работы парламента несет непосредственно глава Верховной рады.
Несколько иная ситуация с законопроектами, которые инициировал президент Украины. По словам Мельника, они не могут автоматически быть перерегистрированы в следующем созыве.
«С первого дня девятого созыва не будет существовать законопроектов, которые подал президент. Он должен их снова представить. И здесь уже важно, что будет действительно подано, а что — нет. Ведь изначально цель была одна — медийная: показать, что ЗеКоманда работает», — подчеркнул юрист.
Президент Зеленский под конец работы парламента прошлого созыва успел подать 13 законопроектов и 6 проектов постановлений (об увольнении или назначении на должности), по данным сайта Верховной рады. Напомним, что парламент прошлого созыва не принял и даже не рассмотрел ни одной законодательной инициативы Зеленского.
Среди наиболее резонансных проектов законов президента: о «гражданской конфискации», который может реанимировать закрытые производства относительно незаконного обогащения чиновников; об импичменте, который Рада не рассмотрела, приняв свой вариант, но президент его до сих пор не подписал; о начале работы Антикоррупционного суда; об отсрочке штрафов за «евробляхи».
«Теперь интересно, был ли это лишь пиар или последовательная работа президента. Ответ на это мы узнаем в период с 3 по 5 сентября, в первые три дня работы Верховной рады IX созыва», – подытожил Мельник.
Ранее «Слово и Дело» разбиралось, как новые нардепы будут выполнять обещания по депутатской неприкосновенности – отменят или только ограничат.
Также мы расспросили юриста о президентском законопроекте о «гражданской конфискации».
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»