26 октября 2014 года в Украине прошли парламентские выборы. ЦИК уверяла, что выборы в Верховную Раду проходили честно, и признала избранным 421 нардепа. В парламент прошли шесть партий. Тогда же и глава государства остался доволен выборами, резюмировав, что в новую Раду пройдет большинство партий, которые поддерживают мирный план президента. Спустя месяц в Верховной Раде была создана коалиция в составе пяти фракций, в которую вошли «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт», «Самопомич», Радикальная партия Ляшко и «Батькивщина». Коалиция получила название «Европейская Украина».
Политолог Владимир Цыбулько подчеркнул, что этот парламент стал историческим, поскольку на нем была ответственность за переоснование государства.
«Государство фактически вернулось в формат парламентско-президентской республики, и несмотря на традицию отказа от выполнения предвыборных программ, этот парламент нашел формулу, как создать коалицию и внести в договорные отношения свои программные принципы», – отметил Цыбулько.
Это уже необратимая новация для Украины, все последующие парламенты должны будут действовать именно так, добавил он.
На самом деле, по количеству реформистских законов, реформ – пенсионной, медицинской и образовательной – это действительно исторический созыв, что является изменением определенной политической традиции, пояснил эксперт.
По его словам, у нас фактически после каждого избрания новой Рады забывались предвыборные обещания, а ВР боялась браться за какие-то стратегические темы. Эта власть взялась за стратегические темы, ведь пенсионная, медицинская, образовательная реформы – это стратегические темы.
Еще важно, что эта Рада смогла инкорпорироваться в систему европейских межпарламентских связей, уточнил он.
«Это одна из самых серьезных побед парламентской жизни», – подчеркнул Цыбулько.
Однако, безусловно, присутствуют пробелы, среди прочего, несколько основных, отметил он.
«Во-первых, парламент не способен изменить избирательную систему. Во-вторых, присутствует демонстративная корпоративная солидарность, когда есть даже все признаки уголовного преступления, но депутатский корпус из признака солидарности не сдает своих. Это очень рискованно», – констатировал политолог.
Кроме того, есть проблема прогулов, более того, некоторые нардепы вообще не появляются в ВР, добавил он.
По его убеждению, чтобы решить эту проблему, нужно ввести правило: если полгода депутат не посещает одну сессию целиком, он должен быть лишен депутатского мандата. Здесь нужно найти страховки, которые позволят автоматически лишать мандата в случае непосещения сессии.
По кнопкодавству также есть нюансы, однако, по его мнению, нужно переходить на электронное голосование независимо от места пребывания депутата.
«В нынешних условиях мы не должны упираться в регламенты 13-го века, где все голосуется только в сессионном зале. Вполне приемлемо в информационную эпоху голосовать где угодно. На выборах Эстония, например, ввела электронное голосование. Нам же важно не физическое присутствие депутата в зале, а его позиция. Поэтому следует ввести личное электронное голосование», – акцентировал эксперт.
Что касается ситуации с коалицией, то она нужна на момент создания правительства. Тема коалиции может появиться только тогда, когда 30 дней не принимаются законопроекты, уточнил он.
«Коалиция нужна на момент создания правительства. Это не наша новация, а разъяснения Венецианской комиссии, КСУ. Создано правительство, проголосована программа, если есть коалиционное соглашение, то коалиция нужна для своеобразной отчетности, сверки маршрута. Если есть голоса на принятие законов, значит, коалиция существует», – резюмировал Владимир Цыбулько.
Как проводят выборы в разных странах мира – на инфографике.
Ранее мы выяснили, какие девять нардепов VIII созыва не прислали ни одного запроса, а кто вошел в топ-10 самых активных нардепов, которые направили больше всего запросов.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»