Квоты на импорт топлива: в чем суть и какими могут быть последствия?

Читати українською
Геннадий Рябцевдиректор энергетических проектов НТЦ «Психея»

Каждая сложная проблема имеет простое, доступное для понимания, но неправильное решение. Есть простое решение – введение квот, но оно неправильное.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев, оценивая предложение по поводу введения квот на импорт топлива.

«Существует правило в ЕС, суть которого в том, что для обеспечения энергетической независимости страны необходимо, чтобы каждого вида топлива из каждой страны и по каждому направлению поставлялось не более чем 30% от общего количества импорта. При этом, если подходить с этим европейским критерием к импорту нефтепродуктов в Украине, то мы увидим, что из произведенных из российской нефти нефтепродуктов нам завозится три четверти», – отметил Рябцев.

Эти нефтепродукты производятся в Беларуси, самой РФ, Литве, Польше, Румынии, однако сырьем является российская нефть, подчеркнул энергетик.

Как менялась цена бензина за годы независимости?«Слово и Дело» продолжает цикл публикаций о том, как менялись цены на товары и услуги в Украине за время независимости в сравнении со средней зарплатой в стране. Сегодня разберемся с ценами на бензин.

«Это достаточно опасно. Но этот аргумент был использован «Укртатнафтой» как повод для обращения в межведомственную комиссию, которая работает при Минэкономразвития, с предложением ввести квоты на импорт для белорусских, польских, литовских нефтепродуктов», – добавил эксперт.

Он уточнил, что решение было отклонено.

По его словам, с геополитической точки зрения, обращение верное, но с нюансами. В частности, присутствует фактор монополиста, который хочет под видом энергетической независимости обеспечить себе безбедную жизнь.

«Это прямой путь к повышению цен. Введение любого квотирования приведет к ответной реакции тех стран, против которых оно вводится. А потерь от этих ответных санкций может быть больше, чем от введения квот», – пояснил специалист.

Эксперт уточнил, что при этом неизвестно, сколько производится топлива в Украине, так как компании фактически не предоставляют данных по объемам собственного производства, мотивируя это законом об информации, то есть считая, что это конфиденциальная информация.

«Ни Госстату, ни Минэнергоугля, ни Минэкономразвития такие данные компании не передают», – отметил он.

«Опасность того, что РФ в любой момент может прикрутить краник, существует. Оказав политическое давление на Беларусь, под любым предлогом РФ может заставить объявить эмбарго на поставки нефтепродуктов Украине. А у нас запасов топлива минимум. Могут быть проблемы. Но квоты – это нецелесообразное решение», – резюмировал Геннадий Рябцев.

В Украине средняя розничная стоимость бензина А-95 выросла до 29,54 гривны за литр.

Как менялась в Украине цена бензина за годы независимости – в материале по ссылке.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: