От Акунина до детских сказок: кому нужен и к чему ведет запрет российских книг

Читати українською
Виктор Небоженкополитолог

Два года назад вице-премьер-министр Украины Вячеслав Кириленко заявил, что книжная продукция происхождением из Российской Федерации, которая имеет пропагандистский характер, не поступит в Украину. И, как ни странно, политик выполнил свое обещание. Верховная Рада приняла правительственный законопроект о запрете ввоза в Украину из России книг антиукраинского содержания. Однако у каждого решения есть две стороны. Игроки печатного рынка жалуются на длительную бюрократическую процедуру согласования с органами власти, что негативно влияет на заработки, да и контрабанду в нашей стране еще никто не отменял. Поэтому практические последствия такого запрета скорее напоминают фразу английского писателя Сэмюэла Джонсона «Благими намерениями вымощена дорога в ад», однако властной элите это не мешает и дальше расширять «запретный список». Сейчас в списке запрещенных оказались 25 новых изданий, среди которых две книги из серии «История Российского государства» Бориса Акунина, который в 2014 году открыто поддержал Украину.

«Слово и Дело» решило разобраться, зачем нужны и насколько целесообразны подобные запреты.

Директор службы «Украинский барометр», политолог Виктор Небоженко считает, что такая политика не может называться борьбой с российской пропагандой и напоминает план, чтобы показать либеральной интеллигенции, что все: от Пушкина и Быкова – до Акунина, будет отрезано от Украины.

«Пусть вся Европа читает, а украинцы – нет, украинцам нужно показать, что они хотят порвать с русской культурой. Под видом глупости наших властей фактически реализуется стратегия Кремля по дискредитации прежде всего либералов. Вот вы, либералы, и посмотрите, что с вами делает Украина, не РФ. Вряд ли такие запреты – это просто глупость украинских чиновников», – отметил Небоженко.

Кроме того, сбываются московские ожидания, что Восточная Украина, которая не может без русского языка, без информационной подпитки, должна лишиться поддержки, чтобы еще раз озлобляться на глупые поступки Киева, добавил политолог.

«Ну что ж, все правильно. Идут запреты не только антиукраинской, но и серьезной исторической, научной, художественной литературы. Что дальше? Дальше это будет продолжаться», – уточнил эксперт.

«Это точно так же, как пятая колонна занимается «Интером», «112 каналом». 60% говорят об Украине вроде бы, а 40% материалов будут просто нейтрализовать все, что сказано до этого. Так что это исключительно провокация Кремля, которая очень удачно у нас получается», – констатировал Небоженко.

Это откровенная провокация Кремля, которая сделана руками Украины и наших чиновников. Тщательно отработанная спецоперация. Подобие пятой колонны, виден стиль. Мы не умрем от того, что у нас не будет книг Акунина, но Акунин изменит свое отношение к Украине.

«Странно то, кто и как осуществляет эти запреты. Государственный комитет телевидения и радиовещания? Наверняка, если бы были журналистские расследования, то были бы очевидны виновники этого всего. Если бы была какая-то большая культурная победа, то люди гордились бы тем, что они это запрещают. Все сделано тихо, переброшено на пограничников, которые говорят просто: мы получили бумагу, мы ее выполняем», – продолжил он.

По мнению политического эксперта, это еще раз говорит о том, что все сделано не для того, чтобы оторвать украинцев от интересных книг Акунина или других писателей, а для того, чтобы обесценить либеральную интеллигенцию в РФ.

«Последняя гастроль»: как российские артисты теперь будут попадать в Украину?«Слово и Дело» разобралось, как недавно подписанный закон о гастролях иностранных артистов регулирует их деятельность в Украине.

«И они этого добиваются. Завтра, к примеру, того же Акунина позовут на какое-то ток-шоу, и скажут что-то вроде: «Вот, даже в Украине вас не ценят». Ведь любому художнику, артисту, писателю обидно, если его запрещают. Даже, если этот запрет осуществлен на Северном полюсе», – пояснил он.

На его взгляд, в Кремле могут лишь порадоваться таким запретам, а Украина таким образом демонстрирует низкую квалификацию государственной политики в сфере культуры.

«Это антиукраинизм с большой, так сказать, перспективой», – говорит Небоженко.

«Должна проверяться каждая книга, а у нас власти не до культурной политики в Украине. Да и все сделали тихо, а главное – ради Украины. Какое-то время это продолжится, а потом будет откат в обратную сторону. Все принимают чисто формально. Точно так же будут и отменять», – резюмировал Виктор Небоженко.

Отметим, что в список запрещенных книг попали также и детские, в частности сказки о богатырях и школьные учебники.

Ранее аналитики «Слова и Дела» выяснили, какие правила теперь действуют в украинском телеэфире, и сравнили квотирование с европейским опытом.

Подробнее о том, как российские артисты теперь будут выступать в Украине, читайте по ссылке.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: